Основной боевой танк Т-80УД

Т-80УД
Не смотря на то, что основной боевой танк Т-80УД считается модификацией основного боевого танка Т-80У, он разрабатывался в Харьковском КБМ и производился на Харьковском заводе им. Малышева. Поэтому у него свой путь развития и его можно выделить как отдельную машину, хотя при ее создании ХКБМ тесно сотрудничало с КБ Кировского завода.
К концу 70-х годов в СССР сложилась парадоксальная ситуация, когда на вооружение были приняты три танка - Т-64Б, Т-80Б и Т-72, которые имели приблизительно одинаковые боевые характеристики, но были минимально унифицированы. И это беспокоило военных. У каждой модели были свои плюсы и свои минусы. Поэтому на поток решили поставить унифицированную машину, сочетавшую шасси газотурбинной "восьмидесятки" и перспективную литую башню разработанного ХКБМ нового варианта "шестьдесятчетверки" - "объекта 476". Три таких танка было построено к февралю 1976 г. Новая объемистая башня несла современные приборы управления огнем и улучшенную комбинированную бронезащиту из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, перемежавшимися слоями пенополиуретана.
Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние колодцы помещался наполнитель. Принципиально новым являлся и комплекс вооружения машины. Была разработана автоматизированная система управления огнем, танк получил доработанный механизм заряжания и комплекс управляемого вооружения с лазерным наведением управляемой ракеты 9К119 "Рефлекс". Вариант новой башни получил поддержку ленинградцев. Модернизированная "восьмидесятка" с башней "объекта 476" получила название Т-80А ("объект 219А"), а его вариант с динамической защитой, новым прицелом и комплексом управляемого вооружения - Т-80У ("улучшенный", "объект 219АС"). Завод в Харькове должен был выпустить серийные Т-80У уже в 1982 году, однако работы продвигались медленно из-за недоведенности двигателя. На танк предполагалось установить двигатель ГТД-1000М ("изделие 37") мощностью 1200 л.с., который имел сложную систему регулировки, доработать которую так и не удалось.
объект 476

Опытный танк "Объект 476"

Его пришлось заменить форсированным ГТД-1000ТФ ("изделие 38Ф"), мощность которого подняли до 1100 л.с., и к концу 1983 года ХЗТМ в кооперации с Ленинградом и Омском собрал первый десяток Т-80У. Восемь из них тут же ушли на войсковые испытания, которые танк не выдержал. Тем не менее, после доработки в 1985 г. танк Т-80У был принят на вооружение и запущен в серийное производство на Ленинградском Кировском заводе и Омском заводе транспортного машиностроения.
К середине 1980-х приоритеты стали меняться. С кончиной Устинова поддержка СКБ-2 ослабилась. С очередным поворотом курса партии и правительства началось исправление "некоторых перегибов", сопровождавшееся перетягиванием одеяла "оборонки". Поначалу попытки оснастить "восьмидесятку" дизелем, на чем настаивал заказчик, не имели успеха: резервный вариант танка Кировского завода "объект 219РД" и омский "объект 644" не прошли испытаний. Первый - из-за недоведенности мотора А-53-2, второй - из-за явного недостатка мощности дизеля В-46-6, повлекшего ухудшение тактико-технических характеристик машины. ХКБМ сразу отказалось от предложения опробовать на танке барнаульский мотор конструкции А.Егорова - 20-цилиндровое сооружение просто не вписывалось в компоновку ни по размерности, ни по сложности коммуникаций.
объект 478

Опытный танк "Объект 478"

Вместо него ХКБМ решило использовать новый дизель собственной разработки 6ТД. По схеме он принципиально не отличался от 5ТДФ, сохраняя до 80% подетальной унификации, однако имел шесть цилиндров. Его начали разрабатывать еще в 1966 г., а в апреле 1974 г. на совещании А.А. Морозова с двигателистами было принято решение воплотить его в металле с мощностью 1000 л.с. и с возможностью форсирования до 1200 л.с. С 1975 г. этот двигатель устанавливался для отработки на "объекте 476". На новом двигателе внедрили топливные насосы увеличенной производительности, новый турбокомпрессор, полностью изменили устройство цилиндров, усовершенствовали поршневую группу и конструкцию форсунок с улучшенным распылением топлива. Одновременно был внедрен ряд мероприятий по преодолению выявленных в эксплуатации недостатков силовой установки, особенно в отношении высокой тепловой напряженности, ощутимой уже на моторах 5ТДФ. По результатам испытаний решением коллегии Минобороны от 5 января 1978 г. и приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 26 июля 1978 г. двигатель 6ТД запускался в серийное производство. Межведомственные испытания 6ТД были успешно завершены в 1979 г. Новую силовую установку сначала предполагали использовать при модернизации находящихся в эксплуатации "шестьдесятчетверок", техническая документация для чего была утверждена 25 января 1979 г. Модернизированные танки Т-64АМ, Т-64АКМ, Т-64Б-1М были даже приняты на вооружение приказом МО СССР №0262 от 21 декабря 1981 г., однако было выпущено всего пять машин, а само производство 6ТД в серийных объемах развернули лишь пятью годами спустя, когда он был востребован для нового танка.
Т-80УД первых выпусков

Танка Т-80УД первых выпусков

Харьковчанами в 1976 году был предложен и вариант сочетания шасси Т-80 со своей башней и двигателем 6ТД - "объект 478". Рассматривался и еще более смелый проект "478М" с совершенно новой системой управления огнем "Система", 1500-сильным дизелем и комплексом активной защиты "Шатер", стабилизатором вооружения "Сирень-7", кассетными выстрелами, оборонявшим танк от подлетавших снарядов и ПТУР. Однако этот проект так и остался на бумаге.
В конечном счете выбор сделали в пользу более реальной машины "объект 478Б", получившей название "Береза". В конструкции "Березы" были скомпонованы шасси Т-80 с катками большого диаметра, современные системы вооружения и защиты, включавшие комбинированную броню, экранирование бортов и навеску динамической брони, а мощный дизель позволял сохранить на приемлемом уровне подвижность даже при возросшей до 46 т массе. На машине установили новый комплекс вооружения, включавший комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 "Рефлекс" с ракетой 9М119 с лазерным наведением, систему автоматизированного управления огнем 1А45 "Иртыш" и прицельное оборудование с комбинированным командирским прицелом/прибором наблюдения ТКН-4С "Агат", ночным инфракрасным прицелом ТПН-4 "Буран-ПА" и лазерным прицелом-дальномером 1Г46. Защищенность танка повысили устройством навесной динамической защиты "Контакт-1"
Т-80УД вып. после 1988 г.

Танк Т-80УД вып. после 1988 г.

Башню в передних проекциях прикрыли дополнительными контейнерами динамической защиты, вынесенными перед ее поверхностью, а также накладными контейнерами в верхней проекции. Танк оборудовали закрытой зенитной пулеметной установкой своей же разработки, позволявшей вести прицельный огонь прямо с рабочего места командира, не открывая люков.
Предложения харьковчан были сочтены вполне убедительными. Производство Т-80У в Харькове, давшее всего 45 машин, сворачивалось, а на смену ему вновь восстанавливался выпуск дизельных танков. К концу 1985 г. были собраны первые пять "Берез", тут же переданных на полигон (параллельно для подстраховки подготовили и пару танков с большей степенью преемственности, на которых ограничились заменой силовой установки обычных "219А" на дизель 6ТД). Испытания машин проходили в разных широтах и климатических условиях, включая полигоны в сибирской Юрге и Келята под Ашхабадом. На этих образцах удалось избавиться от многих дефектов: доработали маслосистему, довели эжекционную систему охлаждения, наладили запуск. Однако в ходе испытаний заказчик вновь предъявил ряд претензий, особенно к воздухоочистке. Кроме того, двигатель увеличенной мощности съедал больше топлива, из-за чего в реальных условиях снизился запас хода. Тем не менее, танк все же был запущен в серию с условием параллельной доводки. Из-за высокой степени новизны машину поначалу планировали назвать Т-84, но ограничились Т-80УД ("улучшенный дизельный").
Опытный Т-80УД со сварно-катаной башней

Опытный образец танка Т-80УД со сварно-катаной башней

Устранение замечаний заняло более двух лет. Танки получили эффективную мультициклонную воздухоочистку, улучшенную систему смазки, доработанный комплекс управления вооружением 1А45 и комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", а также оптические датчики системы пожаротушения 3ЭЦ13 "Иней". Первый десяток серийных Т-80УД подвергся интенсивной обкатке в танковой части Гороховецкого полигона под Горьким, где была сформирована "бригада поднадзорной эксплуатации" с участием опытных заводских инженеров и механиков, на месте оперативно решавших проблемы и вводивших необходимые улучшения. Постоянное "авторское сопровождение" лидерной части позволило выловить загодя дефекты, подготовив машину к широкомасштабному приходу в войска. В 1987 году танк Т-80УД был официально принят на вооружение Советской Армии.
Первую базовую модель Т-80УД в 1988 г. сменила модификация, на которой провели комплекс работ по повышению надежности силовой установки и ее агрегатов, усовершенствовали оборудование и управляемое вооружение, доработав КУВ "Рефлекс", заменили навесную динамическую защиту встроенной типа "Контакт-5". Разработанная в НИИ стали новая система, выполненная в виде секций-панелей с пластинами взрывчатки внутри, обеспечивала улучшенную защиту как от кумулятивных, так и высокоскоростных бронебойных подкалиберных снарядов. Основной эффект при срабатывании динамической защиты производит отнюдь не "встречный взрыв" наполнителя, а прикрывающие его металлические пластины, рассеивающие кумулятивную струю или отражающие ударный сердечник подкалиберного снаряда. Крышки секций "Контакт-5" выполнялись из более толстых панелей броневой стали, удар которых лучше отражал снаряды высокой энергии. В серии изменялось и размещение ящиков с ЗИП и навесных узлов, отчасти для более удобной комплектации, но и с целью более эффективного их использования в качестве экранов, прикрывающих основную броню и МТО.
Танк Т-80УД с башней из сварно-катаной брони

Танк Т-80УД с башней из сварно-катаной брони и встроенной динамической защитой "Контакт-5"

Однако начало серийного выпуска Т-80УД совпало с известными перестроечными реформами, самым печальным образом сказавшимися на "оборонке". Заводу им. Малышева предписывалось наращивать выпуск изделий народнохозяйственного назначения.
Развертывание производства Т-80УД планировалось на 1989 год. Однако уже в этом же году плановое производство танков уменьшилось в три раза, затем госзаказ и вовсе сошел на нет, попутно предприятиям запрещен был поиск экспортных возможностей. При этом танк Т-80УД оказался в самом невыгодном положении. На танковых заводах в Ленинграде, Омске и Нижнем Тагиле шел налаженный выпуск освоенной серийной продукции, тогда как на заводе им. Малышева проходил этап становления производства нового образца, требовавший финансовых и материальных вложений.
Распад Союза не лучшим образом сказался на судьбе дизельных "восьмидесяток". Едва развернувшееся производство успело дать около 300 танков, большей частью ушедших в центральные военные округа России. Отрезанные от производителя и запчастей границами, Т-80УД оказались под угрозой скорой выработки ресурса агрегатов, замены которым не предвиделось, и руководство МО России начало пускать "под нож" машины, не прослужившие и 7-8 лет, ликвидируя излишки техники, выходящие за пределы лимитов Договоров об ограничении обычных вооружений.
Волей судьбы Т-80УД стал последним танком советской разработки, принятым на вооружение до распада Советского Союза.
Тактико-технические характеристики  
  Год принятия на вооружение - 1987 г.  
  Боевая масса - 46 т  
  Экипаж - 3 чел.  
  Габаритные размеры:
  высота по крышу башни - 2215 мм  
  длина с пушкой вперед - 9664 мм  
  ширина общая - 3560 мм  
  клиренс - 515 мм  
  Бронирование противоснарядное комбинированное с встроенной динамической защитой
  Вооружение:
  пушка - 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1  
  пулеметы - 7,62-мм пулемет ПКТ
12,7-мм пулемет НСВТ "Утес"
 
  Боекомплект - 45 выстрелов
1250 патронов калибра 7,62 мм
450 патронов калибра 12,7 мм
 
  Двигатель - 6ТД, 6-цилиндровый 2-тактный многотопливный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения  
  Мощность двигателя - 1000 л.с.  
  Скорость по шоссе max - 65 км/ч  
  Запас хода по шоссе - 550 км  
  Удельное давление на грунт - 0,92 кг/кв. см  
  Преодолеваемые препятствия:
  подъем - 32°  
  крен - 30°  
  ширина рва - 2,85 м  
  высота стенки - 1 м  
  глубина брода без подготовки - 1,8 м  
  глубина водной преграды при
преодолении с ОПВТ
- 5 м