Основной боевой танк Т-80УД
Не смотря на то, что основной боевой танк Т-80УД считается модификацией основного боевого танка Т-80У, он разрабатывался в Харьковском КБМ и производился на Харьковском заводе им. Малышева. Поэтому у него свой путь развития и его можно выделить как отдельную машину, хотя при ее создании ХКБМ тесно сотрудничало с КБ Кировского завода.
К концу 70-х годов в СССР сложилась парадоксальная ситуация, когда на вооружение были приняты три танка - Т-64Б, Т-80Б и Т-72, которые имели приблизительно одинаковые боевые характеристики, но были минимально унифицированы. И это беспокоило военных. У каждой модели были свои плюсы и свои минусы. Поэтому на поток решили поставить унифицированную машину, сочетавшую шасси газотурбинной "восьмидесятки" и перспективную литую башню разработанного ХКБМ нового варианта "шестьдесятчетверки" - "объекта 476". Три таких танка было построено к февралю 1976 г. Новая объемистая башня несла современные приборы управления огнем и улучшенную комбинированную бронезащиту из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, перемежавшимися слоями пенополиуретана.
Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние колодцы помещался наполнитель. Принципиально новым являлся и комплекс вооружения машины. Была разработана автоматизированная система управления огнем, танк получил доработанный механизм заряжания и комплекс управляемого вооружения с лазерным наведением управляемой ракеты 9К119 "Рефлекс". Вариант новой башни получил поддержку ленинградцев. Модернизированная "восьмидесятка" с башней "объекта 476" получила название Т-80А ("объект 219А"), а его вариант с динамической защитой, новым прицелом и комплексом управляемого вооружения - Т-80У ("улучшенный", "объект 219АС"). Завод в Харькове должен был выпустить серийные Т-80У уже в 1982 году, однако работы продвигались медленно из-за недоведенности двигателя. На танк предполагалось установить двигатель ГТД-1000М ("изделие 37") мощностью 1200 л.с., который имел сложную систему регулировки, доработать которую так и не удалось.
Его пришлось заменить форсированным ГТД-1000ТФ ("изделие 38Ф"), мощность которого подняли до 1100 л.с., и к концу 1983 года ХЗТМ в кооперации с Ленинградом и Омском собрал первый десяток Т-80У. Восемь из них тут же ушли на войсковые испытания, которые танк не выдержал. Тем не менее, после доработки в 1985 г. танк Т-80У был принят на вооружение и запущен в серийное производство на Ленинградском Кировском заводе и Омском заводе транспортного машиностроения.
К середине 1980-х приоритеты стали меняться. С кончиной Устинова поддержка СКБ-2 ослабилась. С очередным поворотом курса партии и правительства началось исправление "некоторых перегибов", сопровождавшееся перетягиванием одеяла "оборонки". Поначалу попытки оснастить "восьмидесятку" дизелем, на чем настаивал заказчик, не имели успеха: резервный вариант танка Кировского завода "объект 219РД" и омский "объект 644" не прошли испытаний. Первый - из-за недоведенности мотора А-53-2, второй - из-за явного недостатка мощности дизеля В-46-6, повлекшего ухудшение тактико-технических характеристик машины. ХКБМ сразу отказалось от предложения опробовать на танке барнаульский мотор конструкции А.Егорова - 20-цилиндровое сооружение просто не вписывалось в компоновку ни по размерности, ни по сложности коммуникаций.
Вместо него ХКБМ решило использовать новый дизель собственной разработки 6ТД. По схеме он принципиально не отличался от 5ТДФ, сохраняя до 80% подетальной унификации, однако имел шесть цилиндров. Его начали разрабатывать еще в 1966 г., а в апреле 1974 г. на совещании А.А. Морозова с двигателистами было принято решение воплотить его в металле с мощностью 1000 л.с. и с возможностью форсирования до 1200 л.с. С 1975 г. этот двигатель устанавливался для отработки на "объекте 476". На новом двигателе внедрили топливные насосы увеличенной производительности, новый турбокомпрессор, полностью изменили устройство цилиндров, усовершенствовали поршневую группу и конструкцию форсунок с улучшенным распылением топлива. Одновременно был внедрен ряд мероприятий по преодолению выявленных в эксплуатации недостатков силовой установки, особенно в отношении высокой тепловой напряженности, ощутимой уже на моторах 5ТДФ. По результатам испытаний решением коллегии Минобороны от 5 января 1978 г. и приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 26 июля 1978 г. двигатель 6ТД запускался в серийное производство. Межведомственные испытания 6ТД были успешно завершены в 1979 г. Новую силовую установку сначала предполагали использовать при модернизации находящихся в эксплуатации "шестьдесятчетверок", техническая документация для чего была утверждена 25 января 1979 г. Модернизированные танки Т-64АМ, Т-64АКМ, Т-64Б-1М были даже приняты на вооружение приказом МО СССР №0262 от 21 декабря 1981 г., однако было выпущено всего пять машин, а само производство 6ТД в серийных объемах развернули лишь пятью годами спустя, когда он был востребован для нового танка.
Харьковчанами в 1976 году был предложен и вариант сочетания шасси Т-80 со своей башней и двигателем 6ТД - "объект 478". Рассматривался и еще более смелый проект "478М" с совершенно новой системой управления огнем "Система", 1500-сильным дизелем и комплексом активной защиты "Шатер", стабилизатором вооружения "Сирень-7", кассетными выстрелами, оборонявшим танк от подлетавших снарядов и ПТУР. Однако этот проект так и остался на бумаге.
В конечном счете выбор сделали в пользу более реальной машины "объект 478Б", получившей название "Береза". В конструкции "Березы" были скомпонованы шасси Т-80 с катками большого диаметра, современные системы вооружения и защиты, включавшие комбинированную броню, экранирование бортов и навеску динамической брони, а мощный дизель позволял сохранить на приемлемом уровне подвижность даже при возросшей до 46 т массе. На машине установили новый комплекс вооружения, включавший комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 "Рефлекс" с ракетой 9М119 с лазерным наведением, систему автоматизированного управления огнем 1А45 "Иртыш" и прицельное оборудование с комбинированным командирским прицелом/прибором наблюдения ТКН-4С "Агат", ночным инфракрасным прицелом ТПН-4 "Буран-ПА" и лазерным прицелом-дальномером 1Г46. Защищенность танка повысили устройством навесной динамической защиты "Контакт-1"
Башню в передних проекциях прикрыли дополнительными контейнерами динамической защиты, вынесенными перед ее поверхностью, а также накладными контейнерами в верхней проекции. Танк оборудовали закрытой зенитной пулеметной установкой своей же разработки, позволявшей вести прицельный огонь прямо с рабочего места командира, не открывая люков.
Предложения харьковчан были сочтены вполне убедительными. Производство Т-80У в Харькове, давшее всего 45 машин, сворачивалось, а на смену ему вновь восстанавливался выпуск дизельных танков. К концу 1985 г. были собраны первые пять "Берез", тут же переданных на полигон (параллельно для подстраховки подготовили и пару танков с большей степенью преемственности, на которых ограничились заменой силовой установки обычных "219А" на дизель 6ТД). Испытания машин проходили в разных широтах и климатических условиях, включая полигоны в сибирской Юрге и Келята под Ашхабадом. На этих образцах удалось избавиться от многих дефектов: доработали маслосистему, довели эжекционную систему охлаждения, наладили запуск. Однако в ходе испытаний заказчик вновь предъявил ряд претензий, особенно к воздухоочистке. Кроме того, двигатель увеличенной мощности съедал больше топлива, из-за чего в реальных условиях снизился запас хода. Тем не менее, танк все же был запущен в серию с условием параллельной доводки. Из-за высокой степени новизны машину поначалу планировали назвать Т-84, но ограничились Т-80УД ("улучшенный дизельный").
Устранение замечаний заняло более двух лет. Танки получили эффективную мультициклонную воздухоочистку, улучшенную систему смазки, доработанный комплекс управления вооружением 1А45 и комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", а также оптические датчики системы пожаротушения 3ЭЦ13 "Иней". Первый десяток серийных Т-80УД подвергся интенсивной обкатке в танковой части Гороховецкого полигона под Горьким, где была сформирована "бригада поднадзорной эксплуатации" с участием опытных заводских инженеров и механиков, на месте оперативно решавших проблемы и вводивших необходимые улучшения. Постоянное "авторское сопровождение" лидерной части позволило выловить загодя дефекты, подготовив машину к широкомасштабному приходу в войска. В 1987 году танк Т-80УД был официально принят на вооружение Советской Армии.
Первую базовую модель Т-80УД в 1988 г. сменила модификация, на которой провели комплекс работ по повышению надежности силовой установки и ее агрегатов, усовершенствовали оборудование и управляемое вооружение, доработав КУВ "Рефлекс", заменили навесную динамическую защиту встроенной типа "Контакт-5". Разработанная в НИИ стали новая система, выполненная в виде секций-панелей с пластинами взрывчатки внутри, обеспечивала улучшенную защиту как от кумулятивных, так и высокоскоростных бронебойных подкалиберных снарядов. Основной эффект при срабатывании динамической защиты производит отнюдь не "встречный взрыв" наполнителя, а прикрывающие его металлические пластины, рассеивающие кумулятивную струю или отражающие ударный сердечник подкалиберного снаряда. Крышки секций "Контакт-5" выполнялись из более толстых панелей броневой стали, удар которых лучше отражал снаряды высокой энергии. В серии изменялось и размещение ящиков с ЗИП и навесных узлов, отчасти для более удобной комплектации, но и с целью более эффективного их использования в качестве экранов, прикрывающих основную броню и МТО.
Однако начало серийного выпуска Т-80УД совпало с известными перестроечными реформами, самым печальным образом сказавшимися на "оборонке". Заводу им. Малышева предписывалось наращивать выпуск изделий народнохозяйственного назначения.
Развертывание производства Т-80УД планировалось на 1989 год. Однако уже в этом же году плановое производство танков уменьшилось в три раза, затем госзаказ и вовсе сошел на нет, попутно предприятиям запрещен был поиск экспортных возможностей. При этом танк Т-80УД оказался в самом невыгодном положении. На танковых заводах в Ленинграде, Омске и Нижнем Тагиле шел налаженный выпуск освоенной серийной продукции, тогда как на заводе им. Малышева проходил этап становления производства нового образца, требовавший финансовых и материальных вложений.
Распад Союза не лучшим образом сказался на судьбе дизельных "восьмидесяток". Едва развернувшееся производство успело дать около 300 танков, большей частью ушедших в центральные военные округа России. Отрезанные от производителя и запчастей границами, Т-80УД оказались под угрозой скорой выработки ресурса агрегатов, замены которым не предвиделось, и руководство МО России начало пускать "под нож" машины, не прослужившие и 7-8 лет, ликвидируя излишки техники, выходящие за пределы лимитов Договоров об ограничении обычных вооружений.
Волей судьбы Т-80УД стал последним танком советской разработки, принятым на вооружение до распада Советского Союза.
К концу 70-х годов в СССР сложилась парадоксальная ситуация, когда на вооружение были приняты три танка - Т-64Б, Т-80Б и Т-72, которые имели приблизительно одинаковые боевые характеристики, но были минимально унифицированы. И это беспокоило военных. У каждой модели были свои плюсы и свои минусы. Поэтому на поток решили поставить унифицированную машину, сочетавшую шасси газотурбинной "восьмидесятки" и перспективную литую башню разработанного ХКБМ нового варианта "шестьдесятчетверки" - "объекта 476". Три таких танка было построено к февралю 1976 г. Новая объемистая башня несла современные приборы управления огнем и улучшенную комбинированную бронезащиту из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, перемежавшимися слоями пенополиуретана.
Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние колодцы помещался наполнитель. Принципиально новым являлся и комплекс вооружения машины. Была разработана автоматизированная система управления огнем, танк получил доработанный механизм заряжания и комплекс управляемого вооружения с лазерным наведением управляемой ракеты 9К119 "Рефлекс". Вариант новой башни получил поддержку ленинградцев. Модернизированная "восьмидесятка" с башней "объекта 476" получила название Т-80А ("объект 219А"), а его вариант с динамической защитой, новым прицелом и комплексом управляемого вооружения - Т-80У ("улучшенный", "объект 219АС"). Завод в Харькове должен был выпустить серийные Т-80У уже в 1982 году, однако работы продвигались медленно из-за недоведенности двигателя. На танк предполагалось установить двигатель ГТД-1000М ("изделие 37") мощностью 1200 л.с., который имел сложную систему регулировки, доработать которую так и не удалось.
Опытный танк "Объект 476"
К середине 1980-х приоритеты стали меняться. С кончиной Устинова поддержка СКБ-2 ослабилась. С очередным поворотом курса партии и правительства началось исправление "некоторых перегибов", сопровождавшееся перетягиванием одеяла "оборонки". Поначалу попытки оснастить "восьмидесятку" дизелем, на чем настаивал заказчик, не имели успеха: резервный вариант танка Кировского завода "объект 219РД" и омский "объект 644" не прошли испытаний. Первый - из-за недоведенности мотора А-53-2, второй - из-за явного недостатка мощности дизеля В-46-6, повлекшего ухудшение тактико-технических характеристик машины. ХКБМ сразу отказалось от предложения опробовать на танке барнаульский мотор конструкции А.Егорова - 20-цилиндровое сооружение просто не вписывалось в компоновку ни по размерности, ни по сложности коммуникаций.
Опытный танк "Объект 478"
Танка Т-80УД первых выпусков
В конечном счете выбор сделали в пользу более реальной машины "объект 478Б", получившей название "Береза". В конструкции "Березы" были скомпонованы шасси Т-80 с катками большого диаметра, современные системы вооружения и защиты, включавшие комбинированную броню, экранирование бортов и навеску динамической брони, а мощный дизель позволял сохранить на приемлемом уровне подвижность даже при возросшей до 46 т массе. На машине установили новый комплекс вооружения, включавший комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 "Рефлекс" с ракетой 9М119 с лазерным наведением, систему автоматизированного управления огнем 1А45 "Иртыш" и прицельное оборудование с комбинированным командирским прицелом/прибором наблюдения ТКН-4С "Агат", ночным инфракрасным прицелом ТПН-4 "Буран-ПА" и лазерным прицелом-дальномером 1Г46. Защищенность танка повысили устройством навесной динамической защиты "Контакт-1"
Танк Т-80УД вып. после 1988 г.
Предложения харьковчан были сочтены вполне убедительными. Производство Т-80У в Харькове, давшее всего 45 машин, сворачивалось, а на смену ему вновь восстанавливался выпуск дизельных танков. К концу 1985 г. были собраны первые пять "Берез", тут же переданных на полигон (параллельно для подстраховки подготовили и пару танков с большей степенью преемственности, на которых ограничились заменой силовой установки обычных "219А" на дизель 6ТД). Испытания машин проходили в разных широтах и климатических условиях, включая полигоны в сибирской Юрге и Келята под Ашхабадом. На этих образцах удалось избавиться от многих дефектов: доработали маслосистему, довели эжекционную систему охлаждения, наладили запуск. Однако в ходе испытаний заказчик вновь предъявил ряд претензий, особенно к воздухоочистке. Кроме того, двигатель увеличенной мощности съедал больше топлива, из-за чего в реальных условиях снизился запас хода. Тем не менее, танк все же был запущен в серию с условием параллельной доводки. Из-за высокой степени новизны машину поначалу планировали назвать Т-84, но ограничились Т-80УД ("улучшенный дизельный").
Опытный образец танка Т-80УД со сварно-катаной башней
Первую базовую модель Т-80УД в 1988 г. сменила модификация, на которой провели комплекс работ по повышению надежности силовой установки и ее агрегатов, усовершенствовали оборудование и управляемое вооружение, доработав КУВ "Рефлекс", заменили навесную динамическую защиту встроенной типа "Контакт-5". Разработанная в НИИ стали новая система, выполненная в виде секций-панелей с пластинами взрывчатки внутри, обеспечивала улучшенную защиту как от кумулятивных, так и высокоскоростных бронебойных подкалиберных снарядов. Основной эффект при срабатывании динамической защиты производит отнюдь не "встречный взрыв" наполнителя, а прикрывающие его металлические пластины, рассеивающие кумулятивную струю или отражающие ударный сердечник подкалиберного снаряда. Крышки секций "Контакт-5" выполнялись из более толстых панелей броневой стали, удар которых лучше отражал снаряды высокой энергии. В серии изменялось и размещение ящиков с ЗИП и навесных узлов, отчасти для более удобной комплектации, но и с целью более эффективного их использования в качестве экранов, прикрывающих основную броню и МТО.
Танк Т-80УД с башней из сварно-катаной брони и встроенной динамической защитой "Контакт-5"
Развертывание производства Т-80УД планировалось на 1989 год. Однако уже в этом же году плановое производство танков уменьшилось в три раза, затем госзаказ и вовсе сошел на нет, попутно предприятиям запрещен был поиск экспортных возможностей. При этом танк Т-80УД оказался в самом невыгодном положении. На танковых заводах в Ленинграде, Омске и Нижнем Тагиле шел налаженный выпуск освоенной серийной продукции, тогда как на заводе им. Малышева проходил этап становления производства нового образца, требовавший финансовых и материальных вложений.
Распад Союза не лучшим образом сказался на судьбе дизельных "восьмидесяток". Едва развернувшееся производство успело дать около 300 танков, большей частью ушедших в центральные военные округа России. Отрезанные от производителя и запчастей границами, Т-80УД оказались под угрозой скорой выработки ресурса агрегатов, замены которым не предвиделось, и руководство МО России начало пускать "под нож" машины, не прослужившие и 7-8 лет, ликвидируя излишки техники, выходящие за пределы лимитов Договоров об ограничении обычных вооружений.
Волей судьбы Т-80УД стал последним танком советской разработки, принятым на вооружение до распада Советского Союза.
Тактико-технические характеристики | ||||
Год принятия на вооружение | - | 1987 г. | ||
Боевая масса | - | 46 т | ||
Экипаж | - | 3 чел. | ||
Габаритные размеры: | ||||
высота по крышу башни | - | 2215 мм | ||
длина с пушкой вперед | - | 9664 мм | ||
ширина общая | - | 3560 мм | ||
клиренс | - | 515 мм | ||
Бронирование | противоснарядное комбинированное с встроенной динамической защитой | |||
Вооружение: | ||||
пушка | - | 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 | ||
пулеметы | - | 7,62-мм пулемет ПКТ 12,7-мм пулемет НСВТ "Утес" |
||
Боекомплект | - | 45 выстрелов 1250 патронов калибра 7,62 мм 450 патронов калибра 12,7 мм |
||
Двигатель | - | 6ТД, 6-цилиндровый 2-тактный многотопливный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения | ||
Мощность двигателя | - | 1000 л.с. | ||
Скорость по шоссе max | - | 65 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 550 км | ||
Удельное давление на грунт | - | 0,92 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | ||||
подъем | - | 32° | ||
крен | - | 30° | ||
ширина рва | - | 2,85 м | ||
высота стенки | - | 1 м | ||
глубина брода без подготовки | - | 1,8 м | ||
глубина водной преграды при преодолении с ОПВТ |
- | 5 м |