Основной боевой танк Т-90
Начало работ по проектированию этого танка приходится на 1986 г. Слабым местом машин семейства Т-72 являлась крайне упрощенная СУО, по этому параметру только что принятый на вооружение Т-72Б явно уступал современным ему модификациям Т-64Б и тем более Т-80У. Выходом из создавшейся ситуации было конструктивно скрестить простой, но надежный Т-72 с "интеллектуальным", но дорогим Т-80.
19 июня 1986 г. постановлением Совета Министров СССР Уральскому КБ транспортного машиностроения в сотрудничестве с рядом отраслевых НИИ и КБ были заданы опытно-конструкторские работы по теме "Совершенствование Т-72Б". Сохранив неизменными компоновочные решения Т-72Б, конструкторы направили основные усилия на адаптацию КУО 1А45 танка Т-80У к Т-72Б, на повышение огневых возможностей и защищенности.
Пройдя несколько этапов разработки, новая машина получила индекс "Объект 188". В конструкторской документации и внешней служебной переписке "Объект 188" именовался сначала Т-72БМ ("Б" модернизированный), а позже сменил имя на "Т-72Б усовершенствованный".
В январе 1989 г. четыре опытных образца "Объекта 188" были представлены на государственные испытания, которые длились около года. По результатам этих испытаний заказчик определил конкретный образец для дальнейшей доработки и принятия на вооружение. С июня по сентябрь 1990 г. еще два опытных образца нового танка прошли уже окончательные испытания. В завершение программы один образец машины подвергли расстрелу на полигоне, а второй вернули для изучения и доработки в Нижний Тагил. Итогом проведенных работ стало совместное решение МО и МОП от 27 марта 1991 г. о рекомендации принятия на вооружение танка "Объект 188". И только 30 сентября 1992 г. первый в установочной партии танк вышел на пробеговые испытания перед передачей в войска.
Первоначально танк хотели назвать Т-88, но 5 октября 1992 г. постановлением правительства Российской Федерации №759-58 танк "Объект 188" был принят на вооружение российских бронетанковых войск как Т-90. Одновременно с работами по базовой машине "Объект 188" в КБ занимались созданием экспортной версии - "Объект 188С". Чуть позже началась работа и по командирскому варианту - "Объект 188К".
Основные компоновочные решения остались от Т-72Б ("Объект 188"). Однако башня была адаптирована под установку автоматизированного комплекса управления огнем, а корпус - под установку новой защиты. Основным оружием танка стала 125-мм гладкоствольная пушка - пусковая установка Д-81ТМ (2А46М) с улучшенными баллистическими характеристиками. Д-81ТМ является модификацией пушки 2А46М-1, адаптированной под работу с автоматом заряжания АЗ-185 и приспособленной под использование механизма выбрасывания стреляных поддонов. На Т-90 внедрено встроенное устройство выверки пушки как с основным, так и с тепловизионным прицелами.
Для повышения дальности эффективной стрельбы на Т-90 применен комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", который интегрирован в состав КУО.
В качестве вспомогательного оружия используется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТМ с боезапасом 2000 патр. Дополнительным оружием является зенитная пулеметная установка. В отличие от всех ранее выпускавшихся модификаций танков Т-72, на Т-90 ЗПУ выполнена автономной, с дистанционным электромеханическим управлением. Зенитный пулемет - 12,7-мм НСВТ "Утес". Прицел - оптический, монокулярный, перископический ПЗУ-7 с увеличением 1,2х. Боезапас ЗПУ составляет 300 патр.
Основным новшеством Т-90 по сравнению с Т-72Б является наличие полноценного комплекса управления огнем 1А45Т, созданного путем адаптации КУО 1А45 "Иртыш" танка Т-80У к башне и исполнительным механизмам Т-72Б. КУО обеспечивает наводчику днем и ночью, с места и в движении ведение прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета, стрельбу управляемым оружием. КУО обеспечивает командиру поиск, обнаружение и опознавание целей, выдачу целеуказания наводчику, ведение прицельной стрельбы из любого оружия танка во всех условиях эксплуатации танка. В состав КУО входят система управления огнем 1А42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный прицел наводчика. СУО состоит из дневного лазерного прицела-дальномера 1Г46 со встроенным блоком автоматики 9С517, КУВ 9К119 "Рефлекс" и электронного баллистического вычислителя 1В528-1 с комплектом датчиков.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает командиру наблюдение за местностью, поиск и обнаружение цели, целеуказание и корректировку огня, ведение прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета во всех условиях в режиме "Дубль", ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С "Агат-С", датчик положения пушки, система управления ЗПУ 1ЭЦ29 с прицелом ПЗУ-7.
Вместо пассивно-активного ночного прицела наводчика 1К13-49 (Т-72Б) на Т-90 установлен тепловизионный комплекс, состоящий из активно-пассивного ночного прицела Т01-К01 "Буран-ПА", либо тепловизионного прицела Т01-П02Т "Агава-1". Однако из-за проблем с производством "Агавы" на серийных Т-90 Российской Армии установлены прицелы "Буран". "Агавой" были оснащены только две опытные машины. Точность наведения также обеспечивается стабилизатором вооружения 2Э42-4 "Жасмин".
На Т-90 установлен комплекс встроенной динамической защиты "Контакт V". Общее количество секций ДЗ составляет 26 штук. Из них на башне танка располагаются 8, на верхней лобовой детали корпуса - 12 и на бортовых экранах - 6 секций. Кроме того, на крыше башни находится 21 контейнер ДЗ, специально разработанной для защиты крыши башни. На бортовых противокумулятивных резинотканевых экранах, помимо 6 секций ДЗ (по три с каждого борта), имеются крепления еще под две дополнительные секции - по одной на каждый борт.
На Т-90 был установлен комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1", включающий систему автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты от противотанковых снарядов с лазерными головками самонаведения и станцию оптико-электронного подавления, защищающую машину от поражения управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения.
На Т-90 была установлена новая система пожаротушения 3ЭЦ13-1 "Иней".
В качестве двигателя установлен дизель В-84МС, который характеризуется большей надежностью. Оборудование для радиосвязи состоит из УКВ радиостанции Р-163-50У и приемника Р-163-УП. Т-90 имеет встроенное оборудование для самоокапывания, может работать с колейными минными тралами КМТ-7 или КМТ-8.
Общее число выпущенных Т-90 составляет приблизительно 120 шт., включая опытные экземпляры. Дальнейшее производство Т-90 для Российских Вооруженных Сил прекратилось из-за резкого сокращения ассигнований на оборону.
На основании поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 г., в рамках ОКР "Самбук", в КБ приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование "Объект 188К". Основные характеристики танка Т-90К остались на уровне базового Т-90. Дополнительно на танк установили КВ радиостанцию Р-163-50К, танковую навигационную аппаратуру ТНА-4-3, артиллерийскую буссоль ПАБ-2М, дополнительный электроагрегат АБ-1-П/28.5-В-У мощностью 1 кВт. После завершения испытаний, на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 г., танк "Объект 188К" под индексом Т-90К был принят на вооружение Российской Армии.
Одновременно с работами по базовому танку "Объект 188" шло создание его экспортной версии - "Объект 188С", разрешенной к поставкам за рубеж под наименованием Т-90С. Основным отличием Т-90С от Т-90 стало некоторое снижение уровня защиты. Кроме того, имелись незначительные изменения в комплектации, а все служебные надписи были выполнены на английском языке. Однако первая презентация Т-90С состоялась только в июне 1997 г. на выставке IDEX'97 в Абу-Даби (ОАЭ).
С течением времени технический облик экспортных образцов Т-90С несколько видоизменился. На новые демонстрационные Т-90С были установлены тепловизионные приборы разработки ОАО "Пеленг" (Республика Беларусь). Очень серьезные изменения претерпела конструкция башни. В 1998 г. были изготовлены первые опытные машины со сварными башнями. С 2002 г. сварная башня стала устанавливаться на все выпускаемые образцы танка Т-90С. В 1998 - 1999 гг. Т-90С получил новую силовую установку с 1000-сильным многотопливным четырехтактным дизельным двигателем В-92С2. В ходовой части стали использовать новую гусеничную ленту с параллельным РМШ. Внешне новая гусеница очень похожа на аналогичную от Т-80, однако на гусенице Т-90 беговая дорожка стальная и на нее можно устанавливать так называемые "асфальтоходные башмаки». С 1996 г. новая гусеница устанавливается на всех образцах Т-90. На Т-90 в дополнение к штатным навигационным системам появилась современная система спутниковой навигации. Для облегчения работы механика-водителя установлены складывающиеся зеркала и видеокамера заднего вида.
На демонстрационных образцах Т-90С со сварной башней устанавливали систему электромагнитной защиты, предназначенную для защиты от мин с неконтактным магнитным взрывателем. Комплекс ВДЗ остался прежним, только количество блоков на крыше башни стало 17. Пусковые установки системы "Туча" располагаются несколько по-иному, чем на Т-90С с литой башней, - на правой консоли установлены всего четыре ПУ, а еще две расположены на крыше башни.
Первый публичный показ Т-90С со сварной башней состоялся в 1999 г., а в 2000 г. оснастили маскировочным комплектом "Накидка".
Первым покупателем танка Т-90С стала Индия, с которой в 1999 г. был подписан контракт на испытания трех танков Т-90С, отличавшихся комплектацией. На них устанавливались различные варианты СУО (два различных тепловизионных прицела: "Ноктюрн" и "Эсса"). Отличались танки и наличием / отсутствием системы "Штора". Две машины имели литые башни, а образец №3 - сварную. Все машины оснащались усиленной ходовой частью и 1000-сильным дизелем В-92С. После испытаний в серию пошла машина, сочетавшая в себе черты всех трех танков. В результате в 2001 г. был подписан контракт на 310 танков Т-90С, из них 124 машины собирались на Уралвагонзаводе, а 186 машин - в Индии. Кроме того, индийской стороне передавалась технология их производства (без права реэкспорта выпущенных машин в третьи страны) с соответствующей лицензионно-конструкторской документацией.
Танки для Индии несколько отличались комплектацией. 42 машины были изготовлены с литыми башнями, остальные со сварными. На них отсутствует комплекс обнаружения лазерного излучения и оптико-электронного подавления "Штора-1". На танки устанавливалась усиленная ходовая часть, 1000-сильный двигатель В-92С2, тепловизионный прицел "Эсса". На командирской башенке установлен осветитель ОУ-3ГКУ. Характерной деталью Т-90С индийской армии является усиленная противоатомная защита. Пусковые установки системы 902А "Туча" в количестве 12 шт. расположены по шесть на консолях с правой и левой сторон башни.
В 2007 г. с Индией был подписан новый контракт на поставку 347 танков Т-90С, из которых 124 машины производились в России, а 223 - в Индии.
После испытаний 1999 г. в Индии образец №3 с новой сварной башней подвергся доработке. В частности, вместо левого ящика ЗИПа на башне установили кондиционер. В таком виде Т-90С был выставлен в тендере на закупку танков для вооруженных сил Малайзии. Не смотря на то, что образец успешно прошел все испытания, контракт на закупку танков подписан не был.
На 2004 г. военные заказали для Российской армии 14 танков "Объект 188". Так как Т-90 обр. 1992 г. давно не производился, для этой партии танков в основу была положена конструкция и наработки по танку для Индии. СУО нового танка строилась вокруг тепловизионного прицела наводчика "Эсса" и модернизированного прицельно-наблюдательного комплекса командира Т01-К04 "Агат-МР". Применен усовершенствованный баллистический компьютер 1В216М. В качестве силовой установки был принят дизель В-92С2. Толщина бронирования передней части крыши корпуса увеличилась примерно на 20 мм. На машину был установлен модернизированный комплекс оптико-электронного противодействия "Штора". Огневая мощь возросла за счет установки усовершенствованной пушки 2А46М5. Партия была сдана военной приемке в 2005 г. Машины, имевшие заводские обозначения "Объект 188А1", получили армейское наименование Т-90А. За период с 2004 по 2009 г. включительно было собрано 30 Т-90А (с "Буран-М"); 180 Т-90А (с "Эсса"); два Т-90К (литая башня, с "Буран-М") и шесть Т-90АК (сварная башня, с "Эсса").
В 2006 г. Россия подписала контракт с Алжиром на поставку 185 танков Т-90СА и их командирской версии Т-90САК. Танк Т-90СА (заводской индекс "Объект 188СА") представляет собой исходный вариант машины с установкой системы кондиционирования, а также с доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
С 2005 г. УКБТМ в инициативном порядке начало разработку унифицированного боевого модуля (УБМ) высокой защищенности "Прорыв". В результате в 2009 г. был публично продемонстрирован УБМ "Прорыв", установленный на шасси серийного танка Т-90С. В 2010 г. был представлен макетный образец модернизированного танка. В течение 2010 - 2011 гг. демонстрационный образец был существенным образом доработан с учетом преимущественно экспортной направленности и получил обозначение Т-90МС (модернизированный Т-90С).
Основу комплекса бортового оборудования составляет современная СУО "Калина", включающая многоспектральные прицел наводчика, панорамный прицел командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы. В СУО интегрирована боевая информационно-управляющая система тактического звена. Основными элементами СУО являются комбинированный прицел наводчика ПНМ "Сосна-У" и панорамный прицел командира ПК ПАН "Соколиный глаз". За навигационное обеспечение отвечает комбинированная система ориентирования с аппаратурой спутниковой навигации, имеющей режимы электронного картографирования и межобъектового взаимодействия. В состав навигационной аппаратуры входят гирокурсоизмеритель, картограф, курсоуказатель и антенна СНС. Для внешней связи установлены радиостанции Р-168-25У и Р-168-5УВ. В состав СУО "Калина" интегрировано управление модернизированной системой постановки завес (СПЗ) ТШУ-1-2М.
На модернизированном танке Т-90С значительно улучшена обзорность с рабочих мест экипажа. У механика-водителя установлен прибор наблюдения ТВН-10, который включает в себя призменный канал прямого наблюдения, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы. Для наблюдения за обстановкой позади машины и удобства движения задним ходом механиком-водителем используется видеокамера заднего обзора телевизионной системы наружного наблюдения. Телевизионная система наружного наблюдения имеется и в распоряжении командира.
УБМ "Прорыв" унифицирован под установку пушек 2А46М-5 или 2А82 с размещением транспортера с боекомплектом автомата заряжания в районе днища корпуса. Для учета изгиба ствола во время стрельбы на танк установлено устройство учета теплового изгиба ствола УУИ-1. Кроме того, для пушки были разработаны более мощные боеприпасы.
В качестве дополнительного вооружения на модернизированном танке устанавливается спаренный с пушкой пулемет 6П7К ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патр., а также новая дистанционно-управляемая пулеметная установка УДП Т05БВ-1 модульной конструкции. В качестве основного варианта оснащения УДП предусмотрен 7,62-мм пулемет 6П7К ПКТМ с боезапасом 800 патр. в двух магазинах. УДП смонтирована в кормовой части башни чуть позади панорамного прицела командира.
Сварной корпус модернизированного танка Т-90С имеет усовершенствованную комбинированную броневую защиту верхней лобовой детали, на которой фиксируется съемный модуль универсальной динамической защиты. Вдоль бортов по всей длине корпуса монтируются двухрядные бортовые экраны ДЗ с возможностью размещения поверх них (до моторной перегородки) дополнительных тканевых экранов с установкой элементов ДЗ 4С22. Кормовая зона танка защищена решетчатыми экранами (РЭ). Блоки динамической защиты, размещаемые на корпусе, а также решетчатые и дополнительные тканевые экраны устанавливаются на танк только непосредственно перед боевыми действиями в специфических условиях.
Защита башни с передних секторов и по крыше улучшена за счет применения модулей ДЗ новой конструкции (увеличенного размера) и более рациональной их установки. Борта башни дополнительно защищены силовыми экранами, на которые навешаны блоки ДЗ. Данные блоки представляют собой контейнеры с элементами ДЗ, разделенными слоями наполнителя. С левой стороны установлены семь таких блоков, а с правой - три. Корма башни прикрывается решетчатым экраном. Решетчатые экраны и блоки ДЗ на башне находятся постоянно, но снаряжаются элементами ДЗ только при использовании танков по назначению.
Модернизированный Т-90С оснащен системой электромагнитной защиты СПМЗ-2Э. СЭМЗ обеспечивает защиту от противотанковых мин с магнитными взрывателями.
В качестве двигателя на модернизированный Т-90С могут устанавливаться дизеля В-93 (1100 - 1130 л. с.) или В-99 (1200 л.с.). Кроме того, вместо рычагов управления устанавливается штурвал, система автоматического переключения передач и усовершенствованный приборный комплекс механика-водителя. На башне установлены люки увеличенных габаритов, установлен кондиционер, установлены другие более совершенные системы защиты.
На базе танка Т-90 было создано целое семейство боевых машин.
В 1996 г. была поставлена на серийное производство новая инженерная машина разграждения ИМР-2МА. Базовое шасси машины - танк Т-90. ИМР-2МА имеет мощное многофункциональное бульдозерное оборудование, минный трал и универсальный рабочий орган (УРО), сменивший традиционный клещевой захват. Для безопасного дистанционного подрыва мин с неконтактными и радиовзрывателями на машине ИМР-2МА имеется электромагнитная приставка ЭМТ.
В 1997 г. на "Уралвагонзаводе" был построен и испытан опытный образец бронированной машины разминирования БМР-3М. Она оснащена мощной защитой, в том числе динамической, и способна проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника. БМР-3М разработана с использованием шасси танка Т-90. В состав оборудования БМР-3М входят катково-ножевой трал КМТ-7, передатчик радиопомех для предотвращения срабатывания мин с радиовзрывателями, грузовая платформа, кран-стрела, система жизнеобеспечения, позволяющая находиться экипажу в закрытой машине двое суток. Вооружена машина зенитно-пулеметной установкой закрытого типа с 12,7-мм пулеметом НСВТ-12,7 или КОРД и боекомплектом 300 патр. в двух магазин-коробках.
Омским КБТМ на базе танка Т-90 был разработан танковый мостоукладчик МТУ-90. Он способен устанавливать мост через преграды шириной до 25 м.
19 июня 1986 г. постановлением Совета Министров СССР Уральскому КБ транспортного машиностроения в сотрудничестве с рядом отраслевых НИИ и КБ были заданы опытно-конструкторские работы по теме "Совершенствование Т-72Б". Сохранив неизменными компоновочные решения Т-72Б, конструкторы направили основные усилия на адаптацию КУО 1А45 танка Т-80У к Т-72Б, на повышение огневых возможностей и защищенности.
Пройдя несколько этапов разработки, новая машина получила индекс "Объект 188". В конструкторской документации и внешней служебной переписке "Объект 188" именовался сначала Т-72БМ ("Б" модернизированный), а позже сменил имя на "Т-72Б усовершенствованный".
Основной боевой танк Т-90 обр. 1992 г.
Первоначально танк хотели назвать Т-88, но 5 октября 1992 г. постановлением правительства Российской Федерации №759-58 танк "Объект 188" был принят на вооружение российских бронетанковых войск как Т-90. Одновременно с работами по базовой машине "Объект 188" в КБ занимались созданием экспортной версии - "Объект 188С". Чуть позже началась работа и по командирскому варианту - "Объект 188К".
Экспортный вариант танка Т-90С обр. 1992 г.
Для повышения дальности эффективной стрельбы на Т-90 применен комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", который интегрирован в состав КУО.
В качестве вспомогательного оружия используется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТМ с боезапасом 2000 патр. Дополнительным оружием является зенитная пулеметная установка. В отличие от всех ранее выпускавшихся модификаций танков Т-72, на Т-90 ЗПУ выполнена автономной, с дистанционным электромеханическим управлением. Зенитный пулемет - 12,7-мм НСВТ "Утес". Прицел - оптический, монокулярный, перископический ПЗУ-7 с увеличением 1,2х. Боезапас ЗПУ составляет 300 патр.
Основным новшеством Т-90 по сравнению с Т-72Б является наличие полноценного комплекса управления огнем 1А45Т, созданного путем адаптации КУО 1А45 "Иртыш" танка Т-80У к башне и исполнительным механизмам Т-72Б. КУО обеспечивает наводчику днем и ночью, с места и в движении ведение прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета, стрельбу управляемым оружием. КУО обеспечивает командиру поиск, обнаружение и опознавание целей, выдачу целеуказания наводчику, ведение прицельной стрельбы из любого оружия танка во всех условиях эксплуатации танка. В состав КУО входят система управления огнем 1А42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный прицел наводчика. СУО состоит из дневного лазерного прицела-дальномера 1Г46 со встроенным блоком автоматики 9С517, КУВ 9К119 "Рефлекс" и электронного баллистического вычислителя 1В528-1 с комплектом датчиков.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает командиру наблюдение за местностью, поиск и обнаружение цели, целеуказание и корректировку огня, ведение прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета во всех условиях в режиме "Дубль", ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С "Агат-С", датчик положения пушки, система управления ЗПУ 1ЭЦ29 с прицелом ПЗУ-7.
Вместо пассивно-активного ночного прицела наводчика 1К13-49 (Т-72Б) на Т-90 установлен тепловизионный комплекс, состоящий из активно-пассивного ночного прицела Т01-К01 "Буран-ПА", либо тепловизионного прицела Т01-П02Т "Агава-1". Однако из-за проблем с производством "Агавы" на серийных Т-90 Российской Армии установлены прицелы "Буран". "Агавой" были оснащены только две опытные машины. Точность наведения также обеспечивается стабилизатором вооружения 2Э42-4 "Жасмин".
На Т-90 установлен комплекс встроенной динамической защиты "Контакт V". Общее количество секций ДЗ составляет 26 штук. Из них на башне танка располагаются 8, на верхней лобовой детали корпуса - 12 и на бортовых экранах - 6 секций. Кроме того, на крыше башни находится 21 контейнер ДЗ, специально разработанной для защиты крыши башни. На бортовых противокумулятивных резинотканевых экранах, помимо 6 секций ДЗ (по три с каждого борта), имеются крепления еще под две дополнительные секции - по одной на каждый борт.
На Т-90 был установлен комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1", включающий систему автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты от противотанковых снарядов с лазерными головками самонаведения и станцию оптико-электронного подавления, защищающую машину от поражения управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения.
На Т-90 была установлена новая система пожаротушения 3ЭЦ13-1 "Иней".
В качестве двигателя установлен дизель В-84МС, который характеризуется большей надежностью. Оборудование для радиосвязи состоит из УКВ радиостанции Р-163-50У и приемника Р-163-УП. Т-90 имеет встроенное оборудование для самоокапывания, может работать с колейными минными тралами КМТ-7 или КМТ-8.
Общее число выпущенных Т-90 составляет приблизительно 120 шт., включая опытные экземпляры. Дальнейшее производство Т-90 для Российских Вооруженных Сил прекратилось из-за резкого сокращения ассигнований на оборону.
Командирский вариант танка Т-90К вып. 2006 г.
Одновременно с работами по базовому танку "Объект 188" шло создание его экспортной версии - "Объект 188С", разрешенной к поставкам за рубеж под наименованием Т-90С. Основным отличием Т-90С от Т-90 стало некоторое снижение уровня защиты. Кроме того, имелись незначительные изменения в комплектации, а все служебные надписи были выполнены на английском языке. Однако первая презентация Т-90С состоялась только в июне 1997 г. на выставке IDEX'97 в Абу-Даби (ОАЭ).
Танк Т-90С обр. 1999 г.
На демонстрационных образцах Т-90С со сварной башней устанавливали систему электромагнитной защиты, предназначенную для защиты от мин с неконтактным магнитным взрывателем. Комплекс ВДЗ остался прежним, только количество блоков на крыше башни стало 17. Пусковые установки системы "Туча" располагаются несколько по-иному, чем на Т-90С с литой башней, - на правой консоли установлены всего четыре ПУ, а еще две расположены на крыше башни.
Первый публичный показ Т-90С со сварной башней состоялся в 1999 г., а в 2000 г. оснастили маскировочным комплектом "Накидка".
Опытный танк Т-90С №1 с литой башней на испытаниях в Индии
Танки для Индии несколько отличались комплектацией. 42 машины были изготовлены с литыми башнями, остальные со сварными. На них отсутствует комплекс обнаружения лазерного излучения и оптико-электронного подавления "Штора-1". На танки устанавливалась усиленная ходовая часть, 1000-сильный двигатель В-92С2, тепловизионный прицел "Эсса". На командирской башенке установлен осветитель ОУ-3ГКУ. Характерной деталью Т-90С индийской армии является усиленная противоатомная защита. Пусковые установки системы 902А "Туча" в количестве 12 шт. расположены по шесть на консолях с правой и левой сторон башни.
Опытный танк Т-90С №3 со сварной башней на испытаниях в Индии
После испытаний 1999 г. в Индии образец №3 с новой сварной башней подвергся доработке. В частности, вместо левого ящика ЗИПа на башне установили кондиционер. В таком виде Т-90С был выставлен в тендере на закупку танков для вооруженных сил Малайзии. Не смотря на то, что образец успешно прошел все испытания, контракт на закупку танков подписан не был.
На 2004 г. военные заказали для Российской армии 14 танков "Объект 188". Так как Т-90 обр. 1992 г. давно не производился, для этой партии танков в основу была положена конструкция и наработки по танку для Индии. СУО нового танка строилась вокруг тепловизионного прицела наводчика "Эсса" и модернизированного прицельно-наблюдательного комплекса командира Т01-К04 "Агат-МР". Применен усовершенствованный баллистический компьютер 1В216М. В качестве силовой установки был принят дизель В-92С2. Толщина бронирования передней части крыши корпуса увеличилась примерно на 20 мм. На машину был установлен модернизированный комплекс оптико-электронного противодействия "Штора". Огневая мощь возросла за счет установки усовершенствованной пушки 2А46М5. Партия была сдана военной приемке в 2005 г. Машины, имевшие заводские обозначения "Объект 188А1", получили армейское наименование Т-90А. За период с 2004 по 2009 г. включительно было собрано 30 Т-90А (с "Буран-М"); 180 Т-90А (с "Эсса"); два Т-90К (литая башня, с "Буран-М") и шесть Т-90АК (сварная башня, с "Эсса").
Танк Т-90С Бишма со сварной башней
С 2005 г. УКБТМ в инициативном порядке начало разработку унифицированного боевого модуля (УБМ) высокой защищенности "Прорыв". В результате в 2009 г. был публично продемонстрирован УБМ "Прорыв", установленный на шасси серийного танка Т-90С. В 2010 г. был представлен макетный образец модернизированного танка. В течение 2010 - 2011 гг. демонстрационный образец был существенным образом доработан с учетом преимущественно экспортной направленности и получил обозначение Т-90МС (модернизированный Т-90С).
Основной боевой танк Т-90А
На модернизированном танке Т-90С значительно улучшена обзорность с рабочих мест экипажа. У механика-водителя установлен прибор наблюдения ТВН-10, который включает в себя призменный канал прямого наблюдения, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы. Для наблюдения за обстановкой позади машины и удобства движения задним ходом механиком-водителем используется видеокамера заднего обзора телевизионной системы наружного наблюдения. Телевизионная система наружного наблюдения имеется и в распоряжении командира.
Танк Т-90СА
В качестве дополнительного вооружения на модернизированном танке устанавливается спаренный с пушкой пулемет 6П7К ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патр., а также новая дистанционно-управляемая пулеметная установка УДП Т05БВ-1 модульной конструкции. В качестве основного варианта оснащения УДП предусмотрен 7,62-мм пулемет 6П7К ПКТМ с боезапасом 800 патр. в двух магазинах. УДП смонтирована в кормовой части башни чуть позади панорамного прицела командира.
Ходовой макет модернизированного танка Т-90С.
2010 г.
Защита башни с передних секторов и по крыше улучшена за счет применения модулей ДЗ новой конструкции (увеличенного размера) и более рациональной их установки. Борта башни дополнительно защищены силовыми экранами, на которые навешаны блоки ДЗ. Данные блоки представляют собой контейнеры с элементами ДЗ, разделенными слоями наполнителя. С левой стороны установлены семь таких блоков, а с правой - три. Корма башни прикрывается решетчатым экраном. Решетчатые экраны и блоки ДЗ на башне находятся постоянно, но снаряжаются элементами ДЗ только при использовании танков по назначению.
Модернизированный танк Т-90С
В качестве двигателя на модернизированный Т-90С могут устанавливаться дизеля В-93 (1100 - 1130 л. с.) или В-99 (1200 л.с.). Кроме того, вместо рычагов управления устанавливается штурвал, система автоматического переключения передач и усовершенствованный приборный комплекс механика-водителя. На башне установлены люки увеличенных габаритов, установлен кондиционер, установлены другие более совершенные системы защиты.
На базе танка Т-90 было создано целое семейство боевых машин.
Инженерная машина разграждения ИМР-2МА
В 1997 г. на "Уралвагонзаводе" был построен и испытан опытный образец бронированной машины разминирования БМР-3М. Она оснащена мощной защитой, в том числе динамической, и способна проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника. БМР-3М разработана с использованием шасси танка Т-90. В состав оборудования БМР-3М входят катково-ножевой трал КМТ-7, передатчик радиопомех для предотвращения срабатывания мин с радиовзрывателями, грузовая платформа, кран-стрела, система жизнеобеспечения, позволяющая находиться экипажу в закрытой машине двое суток. Вооружена машина зенитно-пулеметной установкой закрытого типа с 12,7-мм пулеметом НСВТ-12,7 или КОРД и боекомплектом 300 патр. в двух магазин-коробках.
Омским КБТМ на базе танка Т-90 был разработан танковый мостоукладчик МТУ-90. Он способен устанавливать мост через преграды шириной до 25 м.
Боевая машина разграждения БМР-3М | |
Танковый мостоукладчик МТУ-90 |
Тактико-технические характеристики | |||||||
Т-90 ("Объект 188") |
Т-90 "Бишма" ("Объект 188С") |
Т-90СА ("Объект 188СА") |
Т-90А ("Объект 188А1") |
||||
Год начала производства | - | 1992 г. | 2001 г. | 2006 г. | 2006 г. | ||
Боевая масса | - | 46,5 т | 46,5 т | 46,5 т | 47 т | ||
Экипаж | - | 3 чел. | 3 чел. | 3 чел. | 3 чел. | ||
Габаритные размеры: | |||||||
высота по крышу башни | - | 2228 мм | 2228 мм | 2228 мм | 2228 мм | ||
длина с пушкой вперед | - | 9530 мм | 9530 мм | 9530 мм | 9530 мм | ||
ширина общая | - | 3780 мм | 3780 мм | 3780 мм | 3780 мм | ||
клиренс | - | 470 мм | 470 мм | 490 мм | 490 мм | ||
Бронирование | - |
противоснарядное комбинированное с встроенной динамической защитой "Контакт V" и элементом 4С22 |
противоснарядное комбинированное с встроенной динамической защитой "Контакт V" и элементом 4С22 |
противоснарядное комбинированное с встроенной динамической защитой "Контакт V" и элементом 4С22 |
противоснарядное комбинированное с встроенной динамической защитой "Контакт V" и элементом 4С23 |
||
Вооружение: | |||||||
пушка | - | 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М |
125-мм гладкоствольная пушка 2А46М |
125-мм гладкоствольная пушка 2А46М |
125-мм гладкоствольная пушка 2А46М5 |
||
пулеметы | - | 7,62-мм пулемет ПКТМ 12,7-мм пулемет НСВТ"Утес" |
7,62-мм пулемет ПКТМ 12,7-мм пулемет НСВТ"Корд" |
7,62-мм пулемет ПКТМ 12,7-мм пулемет НСВТ"Корд" |
7,62-мм пулемет ПКТМ 12,7-мм пулемет НСВТ"Корд" |
||
Комплекс управляемого вооружения |
- | 9К119 "Рефлекс" |
9К119 "Рефлекс" | 9К119 "Рефлекс" | 9К119 "Рефлекс-М" | ||
Боекомплект | - | 43 выстрела 2000 патронов калибра 7,62 мм 300 патронов калибра 12,7 мм |
42 выстрела 2000 патронов калибра 7,62 мм 300 патронов калибра 12,7 мм |
42 выстрела 2000 патронов калибра 7,62 мм 300 патронов калибра 12,7 мм |
42 выстрела 2000 патронов калибра 7,62 мм 300 патронов калибра 12,7 мм |
||
Комплекс оптико-электронного подавления | - | "Штора-1" | нет | "Штора-1" | "Штора-1М" | ||
Двигатель | - | В-84МС, 12- цилиндровый 4-тактный многотопливный дизель жидкостного охлаждения |
В-92С2, 12- цилиндровый 4-тактный многотопливный дизель жидкостного охлаждения |
В-92С2, 12- цилиндровый 4-тактный многотопливный дизель жидкостного охлаждения |
В-92С2, 12- цилиндровый 4-тактный многотопливный дизель жидкостного охлаждения |
||
Мощность двигателя | - | 840 л.с. | 1000 л.с. | 1000 л.с. | 1000 л.с. | ||
Скорость по шоссе max | - | 65 км/ч | 65 км/ч | 65 км/ч | 65 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 650 км | 550 км | 550 км | 550 км | ||
Удельное давление на грунт |
- | 0,938 кг/кв. см | 0,938 кг/кв. см | 0,938 кг/кв. см | 0,948 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | |||||||
подъем | - | 30° | 30° | 30° | 30° | ||
ширина рва | - | 2,8 м | 2,8 м | 2,8 м | 2,8 м | ||
высота стенки | - | 0,85 м | 0,85 м | 0,85 м | 0,85 м | ||
глубина брода без подготовки |
- | 1,2 м | 1,2 м | 1,2 м | 1,2 м | ||
глубина брода с предварительной подготовкой |
- | 1,8 м | 1,8 м | 1,8 м | 1,8 м | ||
глубина водной преграды при преодолении с ОПВТ |
- | 5 м | 5 м | 5 м | 5 м |