Легкий плавающий танк Т-38

Т-38
Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ-Т завода № 37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. Астрова.
При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка.
Т-38 вып. 1937 г.

Линейный танк Т-38 (1936-1937, 1939 гг.). Вооружен пулеметом ДТ

В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве. Компоновка Т-38 была аналогична танку Т-37А, правда, механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.
Т-38, по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована утайка Т-37А.
На Т-38 был установлен двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), «газовской» четырехскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач.
Т-38М

Линейный танк Т-38М (1937 г.). Вооружен пулеметом ДТ

Ходовая часть во многом была идентична танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам.
Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.
Машина была принята на вооружение РККА постановлением СТО СССР 29 февраля 1936 г. и находилась в серийном производстве в 1936, 1937 и 1939 годах.
Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса и люка механика-водителя.
Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Башня цилиндрической формы. Командир танка размещался слева на сидении мотоциклетного типа, механик-водитель - справа.
Ходовая часть применительно к каждому борту состояла из двух тележек опорных катков. Подвеска - блокированная, на пружинных рессорах. Ведущее колесо - переднего расположения.
Т-38М2

Линейный танк Т-38М2 (1938 г.), модернизированный танк Т-38 с двигателем ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. и улучшенной ходовой частью. Вооружен пулеметом ДТ

По своим основным показателям танк Т-38 был вообще близок к танку Т-37А, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили маневренные качества танка.
В опытном порядке были изготовлены два прототипа модернизированного танка Т-38 - Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и тележки от тягача «Комсомолец». Между собой машины имели незначительные отличия. Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100 мм, что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на 100 мм для уменьшения продольных колебаний машины, были увеличены сечения воздухопритоков. Кроме того, танк оборудовался радиостанцией со штыревой антенной. Корпус Т-38М2 повысили на 75 мм, обеспечив прирост водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция на машине отсутствовала. В остальном Т-38М1 и Т-38М2 были идентичны. Танк Т-38М2 под обозначением Т-38М выпускался серийно, было изготовлено 10 единиц.
СУ-45

Опытная самоходная артустановка СУ-45 (1936 г.). Вооружена 45-мм противотанковой пушкой обр.
1932 г. и пулеметом ДТ

В 1936 г. был построен опытный образец самоходно-артиллерийской установки СУ-45 на базе танка Т-38. В СУ-45 использовались основные агрегаты нового танка - двигатель, бортовые фрикционы, приводы управления, ходовая часть и прочее. В качестве вооружения использовалась безо всяких изменений 45-мм противотанковая пушка обр. 1932 года с ее верхним станком, прицельным и приспособлениями и механизмом наводки. Орудие было установлено в передней части машины, высота линии огня составляла 1050 мм. Двигатель был установлен поперек корпуса машины, боекомплект к пушке вдоль бортов корпуса и около пушки (всего 51 снаряд). Механик-водитель (он же наводчик орудия) размещался слева от орудия, справа от пушки смонтировали шаровую установку пулемета ДТ. Вес САУ достиг 4300 кг, поэтому пришлось усилить ходовую часть: расстояние между тележками подвески уменьшили и добавили по одному дополнительному опорному катку на каждый борт. В связи с выявленными во время испытаний большого количества недостатков, работа над САУ была прекращена.
Т-38ТТ

Опытная телемеханическая группа танков Т-38ТТ (1939-1940 гг.)

В 1939-1940 годах была проведена попытка создания телемеханической группы танков Т-38-ТТ на базе более дешевых, чем танков Т-26, танков Т-38. Телемеханическая группа Т-38-ТТ состояла из танка управления ТУ-38 и телетанка ТТ-38. Вооружение телетанка ТТ-38 состояло из пулемета ДТ и огнемета, брандспойт и форсунка которого были установлены в башне на месте переднего смотрового прибора. На кормовом листе корпуса внизу справа устанавливалась трубка для пуска отравляющих веществ. В танке управления было сохранено вооружение и боекомплект линейного Т-38. Аппаратура, установленная на ТУ-38, позволяла устойчиво управлять телетанком на расстоянии до 2000 метров. В телетанке ТТ-38 была установлена аппаратура для приема команд с ТУ-38 по радио, автоматического устройства для выполнения принятых команд и вооружение - химприбор КС-61Т с баком емкостью 45 литров, и 7,62-мм пулемет ДТ с электроспуском. Кроме того, на телетанке ТТ-38 устанавливалась система для подрыва телемеханической аппаратуры в случае необходимости. Эта система могла использоваться и при применении ТТ-38 в качестве танка-торпеды. Однако в результате испытаний телемеханической группы Т-38-ТТ выявилось, что она не может быть эффективно использовать по назначению, в результате чего работы в этом направлении прекратили.
С целью усиления вооружения танка Т-38 летом 1941 года сотрудниками НИБТ полигона была предпринята попытка установки на два танка 20-мм автоматической пушки ШВАК. В ходе испытаний выявилось большое количество недостатков, среди которых значилось отсутствие установки 7,62-мм пулемета ДТ, отмечалась сильная вибрация башни (вплоть до ее временного заклинивания) при стрельбе очередями, несовершенство прицела, не позволявшего вести огонь на дистанции более 300 метров, а также неудобство обслуживания пушки командиром. Работы в этом направлении были прекращены.
В 1936 и 1937 годах на заводе № 37 было выпущено 1228 танков, а в 1939 году - еще 112 машин. И еще в 1935 г. на заводе ГАЗ было выпущено 36 танков этого типа.
ЗИС-30
Самоходно-артиллерийская установка ЗИС-30 (1941 г.) на базе бронированного тягача "Комсомолец", созданного с использованием узлов и агрегатов танка Т-38 в 1937 г. Вооружена 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 3,3 т
Экипаж - 2 чел.
Габаритные размеры:
высота - 1630 мм
длина - 3780 мм
ширина - 2330 мм
Бронирование:
лоб, борт корпуса - 8 мм
корма - 6 мм
крыша, днище корпуса - 4 мм
Вооружение:
пулемет - 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект - 1512 патронов
Двигатель - ГАЗ-АА, рядный, 4-цилиндровый,
карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 40 л.с.
Скорость:
по шоссе - 40 км/ч
по воде - до 6 км/ч
Запас хода по шоссе - 230 км
Удельное давление на грунт - 0,44 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 35°
крен - 35°
ширина рва - 1,4 м
высота стенки - 0,5 м