Легкий танк Т-50

Т-50
Легкий танк Т-26, выпускавшийся в СССР в 23 модификациях и в больших количествах (всего было выпущено свыше 11200 машин), использовавшийся в РККА в качестве танка сопровождения пехоты, ко второй половине 30-х годов XX века уже перестал удовлетворять требованиям по броневой защите. Недостаточная защищенность танка Т-26 на поле боя от огня противотанковой артиллерии (12,7-мм крупнокалиберный пулемет, пушки калибра 37 и 45 мм) проявилась в боевых действиях в Испании (1936 год). Особенно остро стал вопрос о повышении броневой защиты танка Т-26 в ходе советско-финляндской войны в 1939-1940 годах. Предпринятые меры усиления броневой защиты танков Т-26 за счет их экранирования в 1939-1940 годах (на корпусе и башне танков устанавливались броневые экраны толщиной 15, 20, 30 и 40 мм) при сохранении основных компоновочных и конструкторских решений машины привели к увеличению ее боевой массы на 2,2-2,5 т и перегрузке механизмов трансмиссии и ходовой части.
Необходимо было разработать новый танк для сопровождения пехоты с более мощным бронированием, обеспечивавшим защиту экипажа от огня 12,7-мм крупнокалиберного пулемета типа ДК, а также 37-мм противотанковых пушек, который смог бы заменить танк Т-26 на поле боя.
Предпринятые ранее (в 1938-1939 годах) различные попытки улучшить характеристики защищенности и подвижности танков Т-26 за счет создания в конструкторском бюро Сталинградского тракторного завода танков СТЗ-25 (колесно-гусеничного) и СТЗ-35 (гусеничного), разработанных на базе танка Т-26, не увенчались успехом, так как это также привело к росту боевой массы, снижению скорости движения и надежности работы агрегатов машин.
Еще в ходе работ над танком Т-26М конструкторское бюро завода № 185 под руководством С.А.Гинзбурга приступило по заказу АБТУ к разработке танка Т-26-5, проходившего под индексом СП (сопровождения пехоты). Однако в процессе работы над этим танком требования, предъявляемые к нему, несколько раз менялись в связи с начавшейся советско-финляндской войной. Опытный образец танка был изготовлен в 1939 г., прошел пробеговые испытания и полностью соответствовал начальным требованиям, однако не удовлетворял последним требованиям. Поэтому работу над танком Т-26-5 прекратили.
Т-126СП первой модификации

Опытный образец танка Т-126СП первой модификации

В январе 1940 года работы по созданию нового легкого танка сопровождения пехоты, предназначавшегося для замены танка Т-26, были развернуты и в конструкторском бюро Кировского завода СКБ-2 под руководством Ж.Я. Котина. Проект нового танка получил заводское обозначение "Объект 211". Проект танка "Объект 211" предусматривал два варианта танка: первый - пушечный с тяжелым бронированием и литыми деталями корпуса, второй - пулеметный с легким бронированием. Несколько позже по заданию Главспецмаша НКСМ к работе по созданию нового танка сопровождения пехоты подключился завод № 174, который разрабатывал также два проекта танка "Объект 126-1" и "Объект 126-2". По проекту танка "Объект 126-1" было разработано три варианта машины, которые отличались между собой конструкцией броневой защиты корпуса и башни. Проект танка "Объект 126-1" в основном повторял компоновку танка Т-26-5.
После окончания советско-финской войны и прекращения работ по танку Т-26-5 в марте 1940 года в КБ завода № 185 на базе танка Т-26 были развернуты работы по созданию другого танка сопровождения пехоты с усиленным бронированием, получившего заводское обозначение "Объект 125".
Т-126СП второй модификации

Опытный образец танка Т-126СП второй модификации

24 марта 1940 года проекты танков "Объект 126-1" и "Объект 126-2" завода № 174 были представлены в АБТУ КА для рассмотрения. В это же время для рассмотрения был представлен и проект танка СП КБ Кировского завода - "Объект 211", разработанный по тем же тактико-техническим требованиям, что и "Объект 126-2". После обсуждения проектов единого решения по новому танку принято не было, а 29 апреля 1940 года Наркомом обороны СССР были уточнены тактико-технические требования на танк СП ("Объект 126"). Первыми свой доработанный проект и деревянный макет танка "Объект 211" в мае 1940 года представили на рассмотрение макетной комиссии кировцы. Завод № 174 со своим проектом танка сопровождения пехоты немного задержался.
В мае - июне 1940 года завод № 185 слился с заводом № 174, часть конструкторов, работавших над созданием новых танков, была переведена на постоянную работу на Кировский завод, часть - на завод № 174. Таким образом, в начале лета 1940 года работы по танку типа СП были продолжены на Кировском заводе и заводе № 174. Решением Комиссии Обороны при СНК Кировскому заводу НКТМ и заводу № 174 НКСМ было предложено спроектировать и изготовить на каждом заводе к 1 октября 1940 года по два опытных образца танка СП.
В августе-сентябре 1940 года завод № 174 изготовил два опытных образца танка Т-126СП, которые в технической литературе известны как Т-126СП первой и танк Т-126СП второй модификаций.
Танки Т-126СП первой и второй модификации имели классическую схему компоновки. Механик-водитель размещался у правого борта, слева от него стрелок-радист. В башне слева от пушки находился командир танка (он же наводчик), справа заряжающий. Посадка экипажа в танк производилась через люк механика-водителя, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса и большой общий люк в крыше башни.
Танк Т-126СП первой модификации был вооружен 45-мм танковой пушкой образца 1934 года со спаренным 7,62-мм пулеметом ДС. Длина ствола пушки составляла 46 калибров. Второй пулемет ДС размещался в шаровой установке в верхнем лобовом листе корпуса. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от - 8° до +25°. Стрельба велась осколочными и бронебойными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с, осколочного - 335 м/с. Дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3600 м, наибольшая - 4800 м. В боекомплект танка входили 150 унитарных выстрелов к пушке и 4250 патронов к пулеметам ДС. Кроме того, в боевом отделении танка укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемет ППД с боекомплектом 750 патронов и 24 гранаты Ф-1.
Броневая защита корпуса и башни была равностойкой, выполненной из катаных броневых листов толщиной 45 мм. Верхний лобовой лист корпуса был расположен под углом 57° от вертикали, нижний - 45°. Передняя часть верхних наклонных бортовых листов корпуса (надкрылки), устанавливавшихся с углом наклона от вертикали 40°, была выполнена со скуловыми скосами. Нижняя часть борта - вертикальная. Верхний кормовой лист имел угол наклона от вертикали 57°. Крыша и днище имели толщину броневых листов 20 мм. Сварная броневая башня Т-126СП устанавливалась на корпусе танка на шариковой опоре. Бортовые броневые листы башни располагались под углом наклона от вертикали 20°. По своей броневой защите танк Т-126СП был почти равноценен среднему танку типа Т-34.
В моторно-трансмиссионном отделении (МТО), расположенном в корме корпуса, устанавливались четырехтактный шестицилиндровый дизель В-3 мощностью 270 л.с. и механическая трансмиссия. Общая емкость топливных баков составляла 350 л. Запас хода танка по шоссе достигал 270 км.
В состав трансмиссии входили: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, два бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из феродо и два двухступенчатых бортовых редуктора, расположенные внутри корпуса.
В ходовой части применялась индивидуальная торсионная подвеска без амортизаторов, опорные и поддерживающие катки с внутренней амортизацией, необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц и ведущие колеса кормового расположения со съемными зубчатыми венцами. Мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления имели ширину траков 500 мм, что обеспечивало танку высокую проходимость.
Испытания танка Т-126СП первой модификации проходили в августе-сентябре 1940 г. с небольшими промежутками на устранение неисправностей и доработку деталей. В результате испытаний танк прошел почти 1000 км.
Опытный образец танка Т-126СП второй модификации был собран 27 сентября 1940 года. Он отличался от первого образца отсутствием установки 7,62-мм пулемета ДС в верхнем лобовом листе корпуса, усиленной до 55 мм броневой защитой и применением опорных катков с наружной амортизацией. Масса машины возросла до 18,3 т. Танк был обкатан во дворе завода.
Кировский завод Постановление Комитета обороны № 246 от 5 июня 1940 года об изготовлении двух опытных образцов танка "Объект 211" не выполнил.
Окончательные требования к танку СП, получившим обозначение Т-50, были утверждены Постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 427сс от 19 ноября 1940 года. Этим же Постановлением Комитет обороны при СНК СССР обязал НКСМ и НКТМ СССР к 15 января 1941 года изготовить по два опытных образца танка.
При дальнейшей разработке проекта танка СП (Т-50) в конструкторском бюро завода № 174 под общим руководством И.С.Бушнева и Л.С.Троянова в ноябре 1940 года были разработаны три варианта, получивших наименования СП-1, СП-2 и СП-3. При рассмотрении проектов на заводе № 174 для дальнейшей проработки был выбран проект танка по варианту СП-2, получивший впоследствии заводское обозначение "Объект 135". Проект и деревянный макет танка Т-50 ("Объект 135") конструкции завода № 174 были готовы в конце ноября 1940 года, после чего с небольшими уточнениями было дано добро на изготовление опытного образца.
В период с 23 по 28 декабря 1940 года макетная комиссия рассмотрела проект и деревянный макет танка Т-50 конструкции СКБ-2 Кировского завода, в результате чего комиссия посчитала возможным построить два опытных образца.
Опытный экземпляр Т-50 завода №174

Опытный образец танка Т-50 завода № 174

В январе-феврале 1941 г. были проведены испытания двух образцов танка Т-50 завода № 174, в результате которых каждый из танков прошел около 2,5 тыс. км и проводились работы по доработке агрегатов. Комиссия рекомендовала изготовить установочную партию танков.
На Кировском заводе один танк Т-50 был изготовлен в конце января - начале февраля 1941 г. и в период с 16 февраля по 21 марта 1941 года прошел заводские испытания в объеме 850 км. Изготовление второго опытного образца танка Т-50 на Кировском заводе закончено не было.
В результате анализа конструкций опытных образцов танка Т-50, изготовленных Кировским заводом и заводом № 174, предпочтение было отдано танку конструкции завода № 174. Он был принят на вооружение Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 1025-420сс от 16 апреля 1941 года и поставлен на серийное производство на заводе № 174.
Танк имел классическую схему компоновки и по внешнему виду имел сходство со средним танком Т-34. В состав экипажа входили четыре человека. Корпус танка имел три отделения: боевое, моторное и трансмиссионное.
Опытный экземпляр Т-50 завода ЛКЗ

Опытный образец танка Т-50 завода ЛКЗ

Боевое отделение Т-50 занимало переднюю и среднюю части корпуса, где располагались: боекомплект, приводы управления, сидения экипажа и прочее оборудование. Механик-водитель находился в передней части корпуса машины с небольшим смещением к левому борту. В передней части корпуса размещались: приводы управления танком, аккумулятор, баллоны воздухопуска, щиток контрольных приборов и др. В башне танка слева от орудия располагался наводчик, справа - заряжающий. В кормовой части башни ближе к правому борту размещался командир танка.
В моторном отделении располагались: двигатель, топливные баки, масляный бак, топливный и масляный фильтры, водомасляный радиатор, радиаторы, главный фрикцион, вентилятор и другое оборудование, связанное с топливной системой двигателя, вентилятор боевого отделения и генератор, устанавливавшийся на двигателе.
Трансмиссионное отделение Т-50 размещалось в кормовой части корпуса. В нем устанавливались: коробка передач, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы.
Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой обр. 1934 года с клиновым вертикальным затвором и двумя спаренными с ней 7,62-мм пулеметами ДТ. Углы   наводки строенной установки оружия  по вертикали составляли от -7° до +25°.  Подъемный и поворотный механизмы наводки оружия имели ручные приводы. Прицельная скорострельность пушки достигала 12 выстр./мин. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, наибольшая - 4800 м. Начальная скорость бронебойного снаряда, имевшего массу 1,42 кг, составляла 760 м/с, осколочного снаряда массой 2,13 кг - 335 м/с. В боекомплект танка входили 150 выстрелов к пушке и 4032 патрона к пулеметам ДТ (64 диска). Кроме того, в боевом отделении укладывались 7,62-мм пистолет-пулемет ППД с боекомплектом 750 патронов и 24 ручные гранаты Ф-1.
Опытный экземпляр Т-50 завода ЛКЗ

Легкий танк Т-50

Броневая защита - противопульная, изготавливалась из броневых катаных листов толщиной 12, 15, 25, 30 и 37 мм, соединенных сваркой, установленных под разными углами наклона. Башня танка Т-50 - сварная, была выполнена из катаных гнутых броневых листов толщиной 37 мм. В конце 1941 года часть танков Т-50, выпущенных на заводе № 174 в Ленинграде и воевавших на Северо-Западном и Ленинградском фронтах, была подвергнута экранированию - дополнительной установке броневых листов толщиной до 15 мм.
В моторном отделении вдоль продольной оси машины устанавливался четырехтактный шестицилиндровый рядный дизель В-4 жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с. Емкость двух топливных баков, устанавливавшихся по обеим сторонам двигателя, составляла 350 л. Запас хода танка по шоссе достигал 344 км.
В системе подрессоривания танка применялась индивидуальная торсионная подвеска без амортизаторов и ограничителей хода балансиров. В состав гусеничного движителя входили: два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать двускатных опорных катков с внутренней амортизацией, шесть двускатных поддерживающих катков с наружной амортизацией, два ведущих колеса кормового расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами и две мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ и литыми траками шириной 360 мм. Каждая гусеница собиралась из 73 траков.
По состоянию на 22 июня 1941 года серийное производство танка Т-50 на заводе № 174 еще не было развернуто. Ценой невероятных усилий во втором полугодии удалось выпустить 50 танков. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом. В августе завод № 174 эвакуировали в Омск, Нижний Тагил и Барнаул. В Барнауле начатое строительство завода прекратили. Завод № 174 в Омске в 1942 г. выпустил 15 танков Т-50 и перешел на изготовление Т-34.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 13,8 т
Экипаж - 4 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2165 мм
длина - 5200 мм
ширина - 2470 мм
клиренс - 350 мм
Бронирование:
лоб, борт корпуса - 37 мм
корма - 25-37-30 мм
крыша, днище корпуса - 15 мм
башня - 37-15 мм
Вооружение:
пушка - 45-мм пушка 20К обр. 1934 г.
пулеметы - два 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект - 150 выстрелов
4095 патронов
Двигатель - В-4, рядный, 6-цилиндровый, дизельный,
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 300 л.с.
Скорость по шоссе - 52 км/ч
Запас хода по шоссе - 344 км
Удельное давление на грунт - 0,6 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 40°
крен - 30°
глубина брода - 1,1 м
ширина рва - 2,3 м
высота стенки - 0,7 м