Тяжелый танк Т-10

Т-10
ИС-3

Тяжелый танк ИС-3

Т-10 стал последним в ряду советских тяжёлых серийных танков. Его производство было прекращено в 1965 г.
История его появления начинается в 1945 г., когда уже принятый на вооружение новый тяжёлый ИС-3 участвовал на совместном военном параде в сентябре 1945 г. в Берлине. Предполагалось, что в ближайшие годы новейшие ИС-3 составят основу советских танковых войск. Однако вскоре выяснилось, что ИС-3, да и другие танки разработки военных лет мало пригодны для службы в мирное время. Надёжность и ресурс этих машин оказались весьма низкими. В результате в 1946 г. производство ИС-3 прекратили, а все выпущенные танки подверглись модернизации по программе устранения конструктивных недостатков.
Теперь перед советскими танкостроителями стояла задача создания более совершенного тяжёлого танка с учётом накопленного годами опыта применения и эксплуатации боевых машин.
Деревянная модель танка ИС-7. Первый вариант

Деревянная модель танка ИС-7 (первый вариант)
(1946 г.)

Весной 1944 г. в Ленинграде на Кировском заводе было решено наладить производство самоходных артиллерийских установок ИСУ-152. Здесь же был организован филиал Опытного завода №100, директором которого стал Ж. Котин. Под его руководством развернулись работы над проектом нового тяжёлого танка, получившего заводское обозначение "объект 260", а позднее - индекс ИС-7. Высокий уровень защиты ИС-7 обеспечивался не только увеличением толщины броневых листов, но и за счёт значительного их наклона, а также применением дифференциального бронирования. Форма лобовой части корпуса была аналогична ИС-3. Масса ИС-7 достигала 68 т. Планировалось установить два дизеля В-11 или В-16 общей мощностью 1200 л.с., применив электрическую трансмиссию, аналогичную испытанной на опытном образце танка ИС-6 ("объект 253"). Однако в натуральную величину построили только деревянный макет первого варианта.
В 1946 г. приступили к проектированию второго варианта "объекта 260", который существенно отличался от первого. Было принято решение об изготовлении двух экземпляров этого танка. На обеих опытных машинах установили дизель ТД-30, разработанный на базе авиационного двигателя АЧ-300. Для его охлаждения применили эжекционную систему. Вместо электрической трансмиссии пришлось поставить обычную механическую. Ходовая часть была без поддерживающих роликов. Опытную машину вооружили 130-мм орудием С-26. Кроме того, на башне смонтировали крупнокалиберный КПВ-44, отведя ему роль зенитного, два 7,62-мм пулемёта РП-46 спарили с орудием, два таких же боковых - поставили с обеих сторон корпуса на надгусеничных полках, ещё два РП-46 со следящим приводом разместили на турельной установке в корме башни. Экипаж танка состоял из пяти человек. Оба экземпляра машины были готовы к концу 1946 г.
Опытный экземпляр танка ИС-7

Опытный экземпляр танка ИС-7

В течение всего 1947 г. параллельно с испытаниями двух первых опытных ИС-7 велась работа по созданию его улучшенного варианта. Усилили бронирование корпуса и башни. Толщину лобовых и верхних бортовых листов увеличили до 150 мм, поставив их под вертикальными углами наклона 50° - 52°, кормовых - до 70 мм при 55° наклона. Башне придали менее уязвимую форму - она стала более округлой; толщину её лобовой части довели до 240 - 350 мм при угле наклона 45° - 0°, боковых листов - до 185 - 240 мм при углах 30° - 45°. Новый вариант ИС-7 вооружили новой 130-мм пушкой С-70 с длиной ствола 54 калибра. Боекомплект С-70 составлял 30 выстрелов. Танк получил прибор управления огнём со стабилизатором, обеспечивавшим наведение прицела независимо от пушки. Количество пулемётов на ИС-7 довели до восьми: два - крупнокалиберные, остальные - 7,62-мм РП-46. Прибавился второй КПВ-44 на крыше башни. Все они имели дистанционное управление. Боекомплект к пулемётам составлял 400 патронов для КПВ и 2500 - для РП. На танке установили серийный 12-цилиндровый дизель М-50 мощностью 1050 л.с. В ходовой части использовали новые короткие торсионы подвески и гидравлические амортизаторы двустороннего действия.
В течение 1948 г. на ЛКЗ изготовили четыре опытных образца нового варианта ИС-7. Во время проведения государственных испытаний один танк вышел из строя во время обстрела, а еще один сгорел. В результате "объект 260" не был принят на вооружение.
Опытный танк ИС-7 с 130-мм орудием С-70

Опытный танк ИС-7 (объект 260) с 130-мм орудием
С-70 (1948 г.)

Однако в условиях разгорающейся "холодной войны" армии требовалась новая тяжёлая машина, превосходящая по своим характеристикам танки ИС-2, ИС-3, ИС-4, но в то же время относительно недорогая, надёжная, технологичная, которую можно было бы запустить в серию сразу на нескольких танковых заводах.
Танк, получивший обозначение "объект 730" и индекс ИС-8, поручили разработать КБ Челябинского завода. Однако главным конструктором танка был назначен Ж. Котин, хотя в то время он работал на Кировском заводе в Ленинграде.
Конфигурацию носовой части корпуса заимствовали от танков ИС-3 и ИС-7. Толщину лобовых листов оставили как у ИС-3 - 120 мм, но изменили углы их наклона. Борта танка сделали составными, поставив верхнюю их часть под углом к вертикали, а нижнюю выполнив гнутой. Литая "приплюснутая" башня походила по своей конфигурации на башню ИС-3, но имела большие углы наклона стенок. На танк установили 122-мм танковое орудие Д-25ТА со специальным механизмом досылания. Наведение пушки и спаренного с ней 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта ДШК осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1. В командирской башенке для обеспечения целеуказания имелось следящее устройство.
Один из первых серийных танков Т-10

Один из первых серийных танков Т-10

В качестве силовой установки на танк дизель В-12-5 мощностью 700 л.с. с эжекционной системой охлаждения. Ходовую часть с семью опорными катками и поддерживающими роликами, а также гусеницу заимствовали у танка ИС-4. В апреле 1949 г. технический проект ИС-8 был готов. В мае приступили к сборке опытной машины. В том же году после испытаний выпустили установочную партию из десяти танков. В апреле - мае 1950 г. машины передали на госиспытания, по результатам которых танк был рекомендован в серийное производство. Летом 1950 г. в Туркмении были проведены их гарантийные испытания, а осенью и войсковые.
Первоначальный проект нового танка несколько раз подвергался изменениям, поэтому менялся и его индекс - с ИС-8 на ИС-9, а затем на ИС-10. Испытания окончательного варианта машины завершили к декабрю 1952 г. Однако в начале марта 1953 г. умер И.В. Сталин, в честь которого и была в своё время принята аббревиатура "ИС", принятие танка на вооружение затянулось и состоялось только в конце года под названием Т-10.
Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме "щучьего носа". Борта - составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Место механика-водителя - впереди по оси машины. Башня - литая, с переменными углами наклона стенок. Толщина брони передней части - 250 мм, литой части крыши - 40 мм.
Основное вооружение - 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, как и спаренный с ней 12,7-мм пулемёт ДШКМ, устанавливалась в литой маске башни. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания. На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ. Боекомплект к пулеметам составлял 1000 патронов: 300 - к спаренному пулемёту и 150 - к зенитному.
Дизельный двигатель В-12-5 - 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный мощностью 700 л.с. Запас топлива составлял 760 л. Начиная с июня 1955 г. стали устанавливать в корме ещё 270-литровый внутренний бак. Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК» и двух двухступенчатых бортовых передач. Всего обеспечивалось восемь передач вперёд и две назад.
Т-10А

Тяжелый танк Т-10А

Ходовая часть танка имела ведущие колёса заднего расположения со съёмными венцами с 14 зубьями. На каждом борту было по семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка - независимая, с пучковыми торсионами по семь стержней. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины. Гусеница - мелкозвенчатая, цевочного зацепления шириной 720 мм.
Связь устанавливалась радиостанциями 10РТ-26Э, внутренняя - ТПУ-47-2 на четыре абонента. Танк оборудовался также автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями.
В 1950 г. в ленинградском СКБ-2 (с 1951 г. - ОКБТ) началась разработка систем стабилизации вооружения танка Т-10. Конструкторы ОКБТ разработали совместно с Красногорским механическим заводом технический проект, предложив на первом этапе стабилизировать вооружение только в вертикальной плоскости. Такая система стабилизации испытывалась на опытном экземпляре машины, зарегистрированной как "объект 267 сп.1". Таким образом, модернизированное орудие Д-25ТС получило одноплоскостной стабилизатор ПУОТ-1 "Ураган". Установка новых приводов повлекла за собой изменение формы броневой маски и передней части башни.
В середине 1955 г. на Кировском заводе изготовили пять образцов танка "объект 267 сп.1" и провели полный цикл испытаний системы стабилизации. Этот танк под обозначением Т-10А был принят на вооружение в 1956 г.
Вскоре в ленинградском ОКБТ спроектировали систему двухплоскостной стабилизации вооружения. В результате, в 1955 г. была разработана модификация танка "объект 267 сп.2". В 1956 г. новую систему уже передали в серийное производство. А в 1957 г. поступил на вооружение танк Т-10Б ("объект 730Б") с двухплоскостным стабилизатором ПУОТ-2 "Гром" и стабилизированным прицелом Т2С-29-14. Серийное производство развернули в Челябинске.
Танк Т-10Б выпускался всего один год. За это время построили 130 единиц, правда, 20 из них, хотя и считались Т-10Б, были укомплектованы стабилизатором "Ураган". В том же году на базе Т-10Б был разработан командирский танк Т-10БК, который отличался от базовой машины наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.
Т-10М

Тяжелый танк Т-10М

Следующая модификация танка Т-10 - "объект 272" - разрабатывалась с начала 1955 г. На танк установили более мощное 122-мм орудие М-62Т2С (2А17). Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 "Ливень" были установлены на "объект 272" с прицелом наводчика Т2С-29-14 в ноябре 1955 г. В качестве вспомогательного вооружения использовали 14,5-мм крупнокалиберные пулеметы КПВТ, один из которых был спарен с пушкой, а другой - установлен на башне на погоне люка заряжающего и использовался для стрельбы как по воздушным, так и наземным целям на дальности до 1000 м. Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения.
Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения. Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм. Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы. В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120. В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.
Государственные испытания "объекта 272" завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству. К этому времени к выпуску новой модификации подключили ЛКЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Не смотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: "объект 272" - ленинградский и "объект 734", выпускавшийся в Челябинске. Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом.
С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина "объект 272К" на базе Т-10М. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК.
В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию. С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ, что позволило ему преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом "3,5". С 1967 г. в боекомплект Т-10М был включен и бронебойный подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с.
Пусковая установка для трёх ракет «Малютка»

Пусковая установка для трёх ракет "Малютка"

В 1963 г. небольшое количество танков Т-10М дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами "Малютка". Пусковая установка для трёх ракет "Малютка" размещалась снаружи на задней части башни в специальном кожухе; она была оснащена механизмом подъёма с электроприводом. Наведение ракет осуществлялось согласованием углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В боекомплект танка входило шесть ракет.
С 1953 по 1965 г. было выпущено 1439 танков Т-10 всех модификаций.
На базе танка Т-10 выпускались различные боевые машины.
В 1956 г. на базе танка Т-10 была разработана САУ "объект 268" с 152-мм орудием М-64. На крыше рубки находился зенитный 14,5-мм пулемёт КПВТ, а на командирской башенке - дальномер ТКД-09. В боекомплект входило 35 выстрелов для орудия и 500 патронов к пулемёту. Машина имела боевую массу 50 т. Экипаж - четыре человека. На вооружение самоходка принята не была.
В 1957 г. по заказу Министерства среднего машиностроения в ОКБТ создали шасси для подвижной атомной электростанции ("объект 27") на базе узлов Т-10. Заявленная масса машины составила 90 т, поэтому ходовую часть танка пришлось удлинить, поставив десять пар опорных катков и значительно уширенную гусеницу. Корпус представлял собой кузов прямоугольной формы, напоминавший габаритами большой железнодорожный вагон. Подвижная атомная электростанция успешно прошла испытания и эксплуатировалась на Колыме, Чукотке и в других районах Крайнего Севера.
САУ "объект 268"

САУ "объект 268" с 152-мм орудием М-64

С использованием силовой установки и элементов ходовой части танка Т-10 были спроектированы самоходные орудия, способные вести огонь атомными тактическими зарядами. Разработка этих самоходных установок на гусеничном шасси велась с 1954 г. Было изготовлено два опытных образца. Один из них - "Конденсатор 2П" с 406-мм гаубицей ("объект 271") создали на ленинградском Кировском заводе. Другой - 420-мм миномёт "Ока" ("объект 273") спроектировали в Коломенском КБМ. Для размещения таких мощных артиллерийских систем построили восьмикатковую ходовую часть с опускающимся ленивцем и гидроамортизаторами, которые должны были частично поглощать энергию отдачи. Обе они были приняты на вооружение. Установка с 406-мм гаубицей получила индекс 2А3, 420-мм миномёт - 2Б1. Было выпущено всего по четыре установки.
С 1959 г. в челябинском СКБ-200 на базе танка Т-10М разрабатывался инженерный минный тральщик (ИМТ), предназначенный для прокладки широких проходов в минных полях. С танка Т-10М сняли всё, что было связано с вооружением. Подбашенный проём закрыли листом брони, поставив на нём два люка - командира и оператора. Установили радиостанцию, ТПУ, смонтировали систему ПАЗ. Вес навесного оборудования комбинированного типа - каткового и ножевого тралов - составил 9,5 т. В походном положении тралы поднимались на корпус машины, в рабочем - опускались на грунт с помощью гидроцилиндров, размещённых в нишах бортов. К концу 1961 г. было изготовлено два базовых шасси. Весной 1962 г. опытный образец минного тральщика доставили на полигон Уральского военного округа. Очередной этап испытаний машина прошла успешно. Однако доводочные работы сильно затянулись. К тому времени выпуск танков Т-10М на ЧКЗ был уже прекращён.
Шасси для подвижной атомной  электростанции ("объект 27")

Шасси для подвижной атомной электростанции ("объект 27") на базе узлов Т-10

В нескольких опытных образцах остались и разработанные на базе Т-10 самоходные стартовые установки тактических ракет. В 1961 г. конструкторы ленинградского ОКБТ создали опытные образцы стартовых агрегатов ("объект 815 сп.1" и "объект 815 сп.2") для комплекса ракеты среднего радиуса действия РТ-15 (8К-96) ОКБ-1 С.П. Королёва. Масса "объекта 815" составила 42 т. В 1963 - 1965 гг. те же разработчики представили опытные образцы транспортно-установочного агрегата ("объект 820") и пусковой установки ("объект 821") для ракетного комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-20 (8К-99) ОКБ-586 М.К. Янгеля. Эти машины базировались на узлах и агрегатах танка Т-10М и имели массу в снаряжённом состоянии 78 т и 79 т соответственно.
В 1957 г. в ОКБТ начали проектирование тяжёлого танка с ракетным вооружением на базе Т-10 ("объект 282"). Шасси укоротили до шести опорных катков, на которое установили высокий корпус с трёхскатной носовой частью. На его совершенно плоской крыше выступала только небольшая командирская башенка. Лобовое бронирование представляло собой конструкцию из броневых листов толщиной 150 мм (угол наклона 64°) с 30-мм броневой перегородкой сзади. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса. Экипаж располагался по центру машины, впереди находился механик-водитель, за ним в лёгкой вращающейся башенке - командир-оператор. Внутри по бортам размещались противотанковые ракеты. Турели двух пусковых установок монтировались в кормовой части танка. Машина имела массу 45 т. На неё поставили новый 1000-сильный дизель А-7. В середине 1958 г. "объект 282" передали на испытания, но в серию не запустили. С 1961 г. в ОКБТ разрабатывали и другой ракетный танк. Это был Т-10М, на котором вместо штатной смонтировали башню с "объекта 775". Её оснастили 125-мм ствольной нарезной пусковой установкой Д-126 (изделие ОКБ-9) с ПТУР "Рубин", имевшей полуавтоматическую систему наведения с передачей команд по радиолучу. Из ПУ Д-126 также можно было вести стрельбу и 125-мм неуправляемыми активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами. Танк был построен, проходил испытания до 1965 г., однако вскоре ПТУР "Рубин" сочли неперспективной, и работы по машине прекратили.
СУ Конденсатор 2П
Тяжелая СУ "Конденсатор 2П" (об. 271) (2А3)
Миномет "Ока"
Миномет "Ока" ("объект 273") (2Б1) (1957 г.)
Объект 815
Опытный образец стартового агрегата ("объект 815") для комплекса ракеты среднего радиуса действия РТ-15 (8К-96) на базе танка Т-10
Объект 821
Опытный образец пусковой установки ("объект 821") для ракетного комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-20 (8К-99) на базе танка Т-10М
Объект 282
Ракетный танк "объект 282" с ПТУР на базе Т-10. 1958 г.
Тактико-технические характеристики
Т-10 Т-10М
Год принятия на вооружение - 1953 г. 1957 г.
Боевая масса - 50 т 51,5 т
Экипаж - 4 чел. 4 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2460 мм 2585 мм
длина с пушкой вперед - 9715 мм 10560 мм
ширина - 3380 мм 3380 мм
клиренс - 460 мм 460 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 120 мм 120 мм
борт корпуса - 80 мм 80 мм
башни - 200 - 40мм 250 - 50мм
Вооружение:
пушка - 122-мм нарезная пушка Д-25ТА 122-мм нарезная пушка 2А17
пулеметы - два 12,7-мм пулемет ДШКМ
два 14,5-мм пулемет КПВТ
Боекомплект - 30 выстрелов
1000 патронов калибра 12,7 мм
30 выстрелов
744 патрона калибра 14,5 мм
Двигатель - В-12-5, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, дизельный, жидкостного
охлаждения
В-12-6, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, дизельный, жидкостного
охлаждения
Мощность двигателя - 700 л.с. 750 л.с.
Скорость по шоссе - 42 км/ч 50 км/ч
Запас хода по шоссе - 200 км 350 км
Удельное давление на грунт - 0,74 кг/кв. см 0,77 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 30° 30°
ширина рва - 3 м 3 м
высота стенки - 0,8 м 0,9 м
глубина брода без подготовки - 1,5 м 1,5 м