Боевая машина огневой поддержки БМПТ "Терминатор"
БМПТ предназначены для действия в составе танковых формирований с целью поражения танкоопасных средств противника. Это концептуально новая машина, необходимость в которой возникла еще в годы войны в Афганистане. Опыт боевых действий показал, что легкобронированные БМП-1 и БМП-2 не могут в полной мере справляться с танкоопасной живой силой, а танки не обладают достаточным углом подъема пушки. Основным требованием к новой машине было мощное вооружение, с высоким углом подъема и уровень защиты корпуса на уровне основного боевого танка, также применялся комплекс мер по повышению защиты от пехотных противотанковых средств ближнего боя. Работой над этой темой занялись в середине 80-х годов в КБ челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Было изготовлено три варианта машины, которая получила наименование "горный танк".
Первый вариант переставлял из себе корпус и башню Т-72А с установленными по бортам башни двумя 30-мм пушками 2А72 и блоками неуправляемых ракет по 6 направляющих с каждого борта. На танке устанавливался ДЗ "Контакт-1", на бортах танка устанавливались экраны с контейнерами ДЗ, полностью их прикрывающие.
Два других варианта были изготовлены на модифицированном шасси с измененным носовым узлом корпуса. Но основной новинкой машины стало решение выполнить полки над ходовой частью в виде бронированных герметичных отсеков, в которых размещались стабилизированные дистанционно управляемые гранатометные установки калибром 40 мм с системами питания боеприпасами. Там же, за ними размещались и протектированные топливные баки, а также часть вспомогательных систем, таких как фильтровентиляционная установка и аккумуляторные батареи.
Первый вариант вооружения машины включал два вынесенных боевых модуля с 30-мм автоматическими пушками 2А72, стабилизированные в двух плоскостях, и спаренными с ними 7,62-мм пулеметами ПКТ. Операторы двух вынесенных боевых модулей могли осуществлять независимый поиск и поражение отдельных целей и размещались не выше крыши корпуса машины. Для поражения танков и тяжелых БМП на одой из установок устанавливался ПТРК "Корнет" в бронированном контейнере. На внешних бортах боевых модулей также могли устанавливаться другие типы вооружений в зависимости от условий применения БМПТ.
В корпусе устанавливались две курсовые стабилизированные по вертикали автономные установки с 30 (40)-мм автоматическим противопехотным гранатометом и пулеметом ПКТ. Для защиты бортов и кормовой проекции применялась автономная стабилизированная установка с ПКТ. Общее управление вооружением, распределение целей между членами расчета осуществлял командир машины. Экипаж машины составлял 7 чел.
На втором варианте был применен вариант с двухместной башней, который включал 100-мм орудие - пусковую установку (ОПУ 2А70) с боекомплектом 50 выстр. В едином блоке с ОПУ размещалась 30-мм автоматическая пушка 2А72 с двумя подводами боепитания и 40-мм автоматический противопехотный гранатомет. Кроме основного вооружения в башне устанавливалась автономная стабилизированная пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Для поражения бронированных целей для ОПУ разрабатывался комплекс управляемого вооружения, поражающий цель с верхней полусферы, и снаряды с объемно детонирующей смесью "Сектор-2". Комплекс вооружения идеально подходил для эффективного поражения укрытых целей.
Кроме основного вооружения в корпусе устанавливались две курсовые стабилизированные по вертикали автономные установки с 30 (40)-мм автоматическим противопехотным гранатометом и пулеметом ПКТ. Два автономных пулемета ПКТ установленных на правом и левом борту БМПТ. В корпусе устанавливались прицелы БПК-2-28 и ППБ-2 для курсовых установок ПКТ с следящим электроприводом и сектором стрельбы 90° по горизонту и +20…-3° по вертикали.
Боевой расчет БМПТ составлял семь человек, из них пять имели возможность, при необходимости спешивания.
Планировалась установка КОЭП "Штора-1" и КАЗ одного из разрабатывавшихся в тот период типов по результатам испытаний.
В связи с прекращением работ ЧТЗ по танковой тематики развития эти машины не получили.
В чеченском конфликте в полной мере проявились проблемы, присущие всем танкам: слабая горизонтальная и бортовая защита, низкая скорострельность основного вооружения и его одноканальность. Как следствие, наработки по "пограничным танкам" вновь извлекли из архива. В октябре 1998 г. ГАБТУ МО РФ выдало ТЗ на проектирование новой машины нижнетагильскому УКБТМ: в отличие от прежних разработок, этот проект под индексом "Объект 199" позиционировался как универсальная машина, пригодная и для контртеррористических операций, и для конвенциональной войны. При проектировании боевой машины поддержки танков активно использовался опыт работ над "танками для пограничных войск".
В 2000 г. на ходовом макете БМПТ в низкопрофильной башне были установлены 30-мм автоматическая пушка 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, четыре пусковые установки ПТУР "Корнет". На люке командира установлен 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением. Две дистанционно управляемые установки 30-мм автоматических гранатометов АГ-17 размещались как и в челябинских машинах. Экипаж состоял из 5 чел.: командир, наводчик-оператор, два бортовых стрелка и механик-водитель. В последствии в комплекс вооружения БМПТ были внесены изменения, так как первый вариант не удовлетворил заказчика.
На новом варианте БМПТ, продемонстрированном в 2002 г., было установлено уже две 30-мм автоматические пушки 2А42, спаренный с ними 7,62-мм пулемет ПКТМ и четыре ПТУР "Атака-Т". В 2004 - 2005 гг. машина вновь прошла модификацию (теперь уже незначительную).
БМПТ получила неофициальное название "Терминатор".
Конструкция машины основана на Т-72Б/Т-90, от которого заимствован только корпус, не подвергавшийся переделке или перекомпоновке. Остальные элементы БМПТ заимствованы с других видов БТТ либо спроектированы заново.
Боевым модулем БМПТ является вынесенный комплекс вооружения на полноповоротном бронированном компартменте. В пулестойком контейнере (на П-образных опорах с лентоводами внутри) находятся две автоматические 30-мм пушки 2А42. Пушки предназначены для поражения открыто расположенной пехоты, легкобронированной и небронированной техники, низколетящих воздушных целей; угол возвышения +45°, снижения -5°; боекомплект - 900 выстр. Синхронный огонь орудия вести не могут. С ними спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боезапасом в 2000 патр. В состав боевого модуля также входят 4 тандемные сверхзвуковые ПТУР комплекса 9К120 "Атака-Т" калибра 130 мм с повышенной защищенностью канала наведения с переменной модуляцией излучения. Ракеты установлены открыто в штатных ТПК. В стандартном варианте пусковые установки ПТРК заряжаются двумя ракетами с кумулятивной и двумя ракетами с осколочно-фугасной боевыми частями.
В качестве дополнительного вооружения на БМПТ предусмотрены два стабилизированных дистанционно управляемых автоматических гранатомета АГ-17Д. Стрельбу из каждого из них ведет наводчик-оператор в своих секторах, составляющих 6° в сторону продольной оси машины и 28° в сторону борта. Угол возвышения блока вспомогательного оружия составляет +25°, снижения -5°. Дальность стрельбы из автоматических гранатометов до 1700 м. Боекомплект составляет по 300 выстр. на гранатомет, причем все выстрелы для каждого из них снаряжаются в одну ленту и не требуют перезаряжания магазин-коробок. Для прицеливания оператор гранатометной установки использует комбинированный (дневной/ночной) прицел "Агат-МП" со стабилизированным полем зрения в вертикальной плоскости. Независимая стабилизация поля зрения прицела автоматических гранатометов обеспечивает высокую эффективность их огня при стрельбе с места и с ходу.
При этом внутренние полости коробчатых стоек при открытых люках используются для обеспечения моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления воздухом при преодолении водной преграды.
Высокая защищенность БМПТ обеспечивается броневым корпусом, позаимствованным у танка Т-90 с установленной ДЗ "Реликт", и высокозащищенной низкопрофильной башни без амбразуры, блок вооружения установлен на опоре на кормовой части башни. Бортовые экраны машины оснащены элементами динамической защиты и решетчатыми экранами, что обеспечивает защиту бортовых и кормовой проекций БМПТ от гранат ручных противотанковых гранатометов и ПТУР. Для защиты бортовых проекций корпуса и башни от противотанковых гранат при обстреле в нормаль на бортовые экраны корпуса дополнительно установлены тканевые зигзагообразные экраны с элементами динамической защиты. Дополнительные тканевые экраны постоянно на машине не возятся, а устанавливаются только в условиях массового применения противотанковых средств ближнего боя.
Для защиты башни используются наружные броневые стенки полок над ходовой частью и бортовые экраны корпуса, верхняя кромка которых расположена выше крыши корпуса и ограничена допускаемой нижней границей обзорности приборов наблюдения или прицелов, установленных на крыше башни.
Для защиты кормовой проекции башни от кумулятивных средств поражения на крыше над моторно-трансмиссионным отделением корпуса установлен защитный экран. Для защиты двигателя установлен решетчатый противокумулятивный экран, который уменьшает вероятность штатного срабатывания гранат РПГ более чем в 2 раза.
Для снижения вероятности поражения экипажа и жизненно важных систем и агрегатов машины осколками брони при ее пробитии, отделение управления и боевое отделение изнутри отделаны материалом типа "кевлар" в несколько слоев.
Дополнительное средство защиты - СПЗ (система постановки аэрозольной завесы) из состава ТШУ-1 "Штора" (дымовые гранатометы 902А, две точные и две грубые приемные головки, фиксирующие облучение машины лазерными системами наведения). Дальность постановки аэрозольной завесы гранатой 3Д17 - 50-80 м, размеры завесы от одной гранаты через 3 с после выстрела - 15 м по высоте и 10 м по фронту.
Внимание уделено выживаемости машины и экипажа и при пробитии брони. Для размещения взрывопожароопасных топливных баков применены герметичные отсеки из стальных броневых листов, позволяющих локализовать поражающие факторы, образующиеся при пробитии топливных баков. По сравнению с базовым танком Т-90 размещение топливных баков претерпело изменения, передние топливные баки перенесены в центр корпуса, на освободившемся месте размещены наводчики операторы гранатометов. Дополнительный топливные баки размещен в кормовой части корпуса в бронированном отсеке на левой надгусеничной полке.
БМПТ оборудована автоматизированной всесуточной СУО, которая включает в себя систему датчиков состояния атмосферы, движения машины и т. д.; панорамный телевизионный прибор наблюдения командира Б07-К1 с переменным масштабированием, индивидуальным лазерным дальномером и встроенным электронно-оптическим преобразователем 2-го/3-го поколения; полностью стабилизированный прицельный комплекс наводчика Б07-К2, созданный на базе прицела "Сосна-У", с 4- и 12-кратным увеличением, интегрированным тепловизором 2-го/3-го поколения "Катрин" французской фирмы "Талес", лазерным дальномером и каналом наведения ПТУР; два стабилизированных в вертикальной плоскости прицела операторов-гранатометчиков ПНК-4 "Агат-МР" с опциональным 1- либо 7,5-кратным увеличением и ЭОП. СУО позволяет командиру машины осуществлять точное целеуказание наводчику, полностью дублировать его функции, включая наведение ракеты, и, благодаря информационно-управляющей системе, оперативно обмениваться данными с другими боевыми машинами и получать подробные сведения о техническом состоянии БМПТ. Все члены экипажа в состоянии обозревать поле боя через вспомогательные призматические приборы наблюдения.
Машина оборудована ФВУ и быстродействующей системой обнаружения и тушения пожаров.
Повышена противоминная стойкость за счет усиления днища машины, установки пиллерсов и крепления сидений экипажа к верхним деталям корпуса. Предусмотрено также применение системы электромагнитной защиты, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв) противотанковых мин или фугасов с радио- и магнитометрическими взрывателями.
Для преодоления минных полей с обычными минами нажимного действия и проделывания в них проходов на БМПТ могут навешиваться колейные ножевые минные тралы типа КМТ-6М2 или КМТ-8, а также катково-ножевой минный трал КМТ-7.
В качестве силовой установки машины использован двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 65 км/ч. Запас хода равен 550 км. Ходовая часть заметно отличается от Т-72 и Т-90: передний опорный каток в связи с перераспределением масс имеет усиленные ребра жесткости, а на гусеницах с параллельными РМШ применены косые грунтозацепы.
БМПТ оснащена аппаратурой топопривязки и навигации. Она комплексируется с приемоиндикаторной аппаратурой глобальной спутниковой навигационной системы NAVSTAR / GLONASS. Комплект обеспечивает определение и индикацию текущих координат местонахождения машины с точностью до 25 м, индикацию положения машины на электронной карте, сохранение в памяти компьютера маршрута движения БМПТ и возможность управления подчиненными боевыми машинами.
Первый вариант переставлял из себе корпус и башню Т-72А с установленными по бортам башни двумя 30-мм пушками 2А72 и блоками неуправляемых ракет по 6 направляющих с каждого борта. На танке устанавливался ДЗ "Контакт-1", на бортах танка устанавливались экраны с контейнерами ДЗ, полностью их прикрывающие.
Два других варианта были изготовлены на модифицированном шасси с измененным носовым узлом корпуса. Но основной новинкой машины стало решение выполнить полки над ходовой частью в виде бронированных герметичных отсеков, в которых размещались стабилизированные дистанционно управляемые гранатометные установки калибром 40 мм с системами питания боеприпасами. Там же, за ними размещались и протектированные топливные баки, а также часть вспомогательных систем, таких как фильтровентиляционная установка и аккумуляторные батареи.
Первый вариант вооружения "горного танка" производства ЧТЗ
В корпусе устанавливались две курсовые стабилизированные по вертикали автономные установки с 30 (40)-мм автоматическим противопехотным гранатометом и пулеметом ПКТ. Для защиты бортов и кормовой проекции применялась автономная стабилизированная установка с ПКТ. Общее управление вооружением, распределение целей между членами расчета осуществлял командир машины. Экипаж машины составлял 7 чел.
На втором варианте был применен вариант с двухместной башней, который включал 100-мм орудие - пусковую установку (ОПУ 2А70) с боекомплектом 50 выстр. В едином блоке с ОПУ размещалась 30-мм автоматическая пушка 2А72 с двумя подводами боепитания и 40-мм автоматический противопехотный гранатомет. Кроме основного вооружения в башне устанавливалась автономная стабилизированная пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Второй вариант вооружения "горного танка" производства ЧТЗ
Кроме основного вооружения в корпусе устанавливались две курсовые стабилизированные по вертикали автономные установки с 30 (40)-мм автоматическим противопехотным гранатометом и пулеметом ПКТ. Два автономных пулемета ПКТ установленных на правом и левом борту БМПТ. В корпусе устанавливались прицелы БПК-2-28 и ППБ-2 для курсовых установок ПКТ с следящим электроприводом и сектором стрельбы 90° по горизонту и +20…-3° по вертикали.
Боевой расчет БМПТ составлял семь человек, из них пять имели возможность, при необходимости спешивания.
Планировалась установка КОЭП "Штора-1" и КАЗ одного из разрабатывавшихся в тот период типов по результатам испытаний.
В связи с прекращением работ ЧТЗ по танковой тематики развития эти машины не получили.
В чеченском конфликте в полной мере проявились проблемы, присущие всем танкам: слабая горизонтальная и бортовая защита, низкая скорострельность основного вооружения и его одноканальность. Как следствие, наработки по "пограничным танкам" вновь извлекли из архива. В октябре 1998 г. ГАБТУ МО РФ выдало ТЗ на проектирование новой машины нижнетагильскому УКБТМ: в отличие от прежних разработок, этот проект под индексом "Объект 199" позиционировался как универсальная машина, пригодная и для контртеррористических операций, и для конвенциональной войны. При проектировании боевой машины поддержки танков активно использовался опыт работ над "танками для пограничных войск".
Первый вариант вооружения БМПТ производства УВЗ
На новом варианте БМПТ, продемонстрированном в 2002 г., было установлено уже две 30-мм автоматические пушки 2А42, спаренный с ними 7,62-мм пулемет ПКТМ и четыре ПТУР "Атака-Т". В 2004 - 2005 гг. машина вновь прошла модификацию (теперь уже незначительную).
БМПТ получила неофициальное название "Терминатор".
Конструкция машины основана на Т-72Б/Т-90, от которого заимствован только корпус, не подвергавшийся переделке или перекомпоновке. Остальные элементы БМПТ заимствованы с других видов БТТ либо спроектированы заново.
Второй вариант вооружения БМПТ производства УВЗ
В качестве дополнительного вооружения на БМПТ предусмотрены два стабилизированных дистанционно управляемых автоматических гранатомета АГ-17Д. Стрельбу из каждого из них ведет наводчик-оператор в своих секторах, составляющих 6° в сторону продольной оси машины и 28° в сторону борта. Угол возвышения блока вспомогательного оружия составляет +25°, снижения -5°. Дальность стрельбы из автоматических гранатометов до 1700 м. Боекомплект составляет по 300 выстр. на гранатомет, причем все выстрелы для каждого из них снаряжаются в одну ленту и не требуют перезаряжания магазин-коробок. Для прицеливания оператор гранатометной установки использует комбинированный (дневной/ночной) прицел "Агат-МП" со стабилизированным полем зрения в вертикальной плоскости. Независимая стабилизация поля зрения прицела автоматических гранатометов обеспечивает высокую эффективность их огня при стрельбе с места и с ходу.
При этом внутренние полости коробчатых стоек при открытых люках используются для обеспечения моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления воздухом при преодолении водной преграды.
Высокая защищенность БМПТ обеспечивается броневым корпусом, позаимствованным у танка Т-90 с установленной ДЗ "Реликт", и высокозащищенной низкопрофильной башни без амбразуры, блок вооружения установлен на опоре на кормовой части башни. Бортовые экраны машины оснащены элементами динамической защиты и решетчатыми экранами, что обеспечивает защиту бортовых и кормовой проекций БМПТ от гранат ручных противотанковых гранатометов и ПТУР. Для защиты бортовых проекций корпуса и башни от противотанковых гранат при обстреле в нормаль на бортовые экраны корпуса дополнительно установлены тканевые зигзагообразные экраны с элементами динамической защиты. Дополнительные тканевые экраны постоянно на машине не возятся, а устанавливаются только в условиях массового применения противотанковых средств ближнего боя.
Для защиты башни используются наружные броневые стенки полок над ходовой частью и бортовые экраны корпуса, верхняя кромка которых расположена выше крыши корпуса и ограничена допускаемой нижней границей обзорности приборов наблюдения или прицелов, установленных на крыше башни.
Боевая машина огневой поддержки БМПТ "Терминатор"
Для снижения вероятности поражения экипажа и жизненно важных систем и агрегатов машины осколками брони при ее пробитии, отделение управления и боевое отделение изнутри отделаны материалом типа "кевлар" в несколько слоев.
Дополнительное средство защиты - СПЗ (система постановки аэрозольной завесы) из состава ТШУ-1 "Штора" (дымовые гранатометы 902А, две точные и две грубые приемные головки, фиксирующие облучение машины лазерными системами наведения). Дальность постановки аэрозольной завесы гранатой 3Д17 - 50-80 м, размеры завесы от одной гранаты через 3 с после выстрела - 15 м по высоте и 10 м по фронту.
Внимание уделено выживаемости машины и экипажа и при пробитии брони. Для размещения взрывопожароопасных топливных баков применены герметичные отсеки из стальных броневых листов, позволяющих локализовать поражающие факторы, образующиеся при пробитии топливных баков. По сравнению с базовым танком Т-90 размещение топливных баков претерпело изменения, передние топливные баки перенесены в центр корпуса, на освободившемся месте размещены наводчики операторы гранатометов. Дополнительный топливные баки размещен в кормовой части корпуса в бронированном отсеке на левой надгусеничной полке.
БМПТ оборудована автоматизированной всесуточной СУО, которая включает в себя систему датчиков состояния атмосферы, движения машины и т. д.; панорамный телевизионный прибор наблюдения командира Б07-К1 с переменным масштабированием, индивидуальным лазерным дальномером и встроенным электронно-оптическим преобразователем 2-го/3-го поколения; полностью стабилизированный прицельный комплекс наводчика Б07-К2, созданный на базе прицела "Сосна-У", с 4- и 12-кратным увеличением, интегрированным тепловизором 2-го/3-го поколения "Катрин" французской фирмы "Талес", лазерным дальномером и каналом наведения ПТУР; два стабилизированных в вертикальной плоскости прицела операторов-гранатометчиков ПНК-4 "Агат-МР" с опциональным 1- либо 7,5-кратным увеличением и ЭОП. СУО позволяет командиру машины осуществлять точное целеуказание наводчику, полностью дублировать его функции, включая наведение ракеты, и, благодаря информационно-управляющей системе, оперативно обмениваться данными с другими боевыми машинами и получать подробные сведения о техническом состоянии БМПТ. Все члены экипажа в состоянии обозревать поле боя через вспомогательные призматические приборы наблюдения.
БМПТ с тканевыми экранами с элементами динамической защиты
Повышена противоминная стойкость за счет усиления днища машины, установки пиллерсов и крепления сидений экипажа к верхним деталям корпуса. Предусмотрено также применение системы электромагнитной защиты, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв) противотанковых мин или фугасов с радио- и магнитометрическими взрывателями.
Для преодоления минных полей с обычными минами нажимного действия и проделывания в них проходов на БМПТ могут навешиваться колейные ножевые минные тралы типа КМТ-6М2 или КМТ-8, а также катково-ножевой минный трал КМТ-7.
В качестве силовой установки машины использован двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 65 км/ч. Запас хода равен 550 км. Ходовая часть заметно отличается от Т-72 и Т-90: передний опорный каток в связи с перераспределением масс имеет усиленные ребра жесткости, а на гусеницах с параллельными РМШ применены косые грунтозацепы.
БМПТ оснащена аппаратурой топопривязки и навигации. Она комплексируется с приемоиндикаторной аппаратурой глобальной спутниковой навигационной системы NAVSTAR / GLONASS. Комплект обеспечивает определение и индикацию текущих координат местонахождения машины с точностью до 25 м, индикацию положения машины на электронной карте, сохранение в памяти компьютера маршрута движения БМПТ и возможность управления подчиненными боевыми машинами.
Тактико-технические характеристики | ||||
Боевая масса | - | 48 т | ||
Экипаж | - | 5 чел. | ||
Габаритные размеры: | ||||
высота по крышу башни | - | 1,94 м | ||
высота по панорамному прицелу командира | - | 3,44 м | ||
длина корпуса по грязевым щиткам и решётчатым экранам | - | 7,2 м | ||
ширина по бортовым экранам | - | 3,8 м | ||
клиренс | - | 406 мм | ||
Бронирование | многослойное комбинированное, противоснарядное, многослойное кевларовое, с динамической защитой типа "Реликт" | |||
Вооружение: | ||||
пушка | - | 2х30-мм автоматическая пушка 2А42 | ||
пулемет | - | 7,62-мм пулемет ПКТМ |
||
другое вооружение | - | ПТРК "Атака-Т" 2 автоматических гранатомета АГ-17 |
||
Боекомплект | - | 900 выстрелов 2000 патронов 600 гранат калибра 30 мм 4 ПТУР |
||
Двигатель | - | В92С2, 12-цилиндровый 4-тактный многотопливный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения | ||
Мощность двигателя | - | 1000 л.с. | ||
Скорость по шоссе max | - | 65 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 550 км | ||
Удельное давление на грунт | - | 0,98 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | ||||
подъем | - | 30° | ||
крен | - | 25° | ||
ширина рва | - | 2,6 - 2,8 м | ||
высота стенки | - | 0,85 м | ||
глубина брода без подготовки | - | 1,2 м | ||
глубина брода с подготовкой в течение 5 мин. | - | 1,8 м | ||
глубина водной преграды при преодолении с ОПВТ | - | 5 м |