Основной боевой танк Т-84 "Оплот"
Основной боевой танк Т-80УД
Однако и ХКБМ, и харьковский завод им. А.Малышева оказались в весьма сложном положении: в их распоряжении имелся готовый танк с уже отлаженным серийным производством, но отсутствовал заказчик, который был бы в состоянии оплатить выпуск новых машин. Наконец появилось постановление Кабинета министров Украины о возобновлении танкового производства, а следующим правительственным постановлением за №181-3 от 12 марта 1993 г. этим предприятиям вменялась отработка усовершенствованного танка Т-84 (тема "Керн") с производством его комплектующих, систем и агрегатов по максимально замкнутому циклу в Украине.
Один из прототипов танка Т-84
Две машины, отправленные туда, несколько отличались друг от друга - одна ("объект 478ДУ") имела ходовую часть с металлическими катками и внутренней амортизацией по типу Т-64, другая - "объект 478ДУ1" - с традиционной для Т-80УД ходовой частью с катками, несущими мощные резиновые бандажи. Пакистанцы выбрали обычную ходовую часть "восьмидесятки", как менее шумную и лучше поглощающую вибрацию. В пустыне Тар оба танка "пробежали" по барханам около 2 тыс. км.
Продолжая заниматься доводкой и совершенствованием конструкции Т-80УД для обеспечения его экспортного потенциала, ХКБМ одновременно вело работы и по проектированию новой машины - Т-84. В распоряжении КБ уже был двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с., конструкторскую документацию на испытания Т-84 с этим двигателем утвердили в 1992 г. В тот же период был изготовлен и успешно испытан опытный образец сварно-катанной башни танка. В Харькове наладили серийное производство сварных башен. Теперь с "Азовмаша" поступал только броневой прокат, а окончательная сборка и обработка башен производились собственными силами.
Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ2")
обр. 1995 г.
Весной 1995 г. опытный танк Т-84 ("объект 478ДУ2") был впервые продемонстрирован ХКБМ на Международной выставке вооружений IDEX-95 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.
Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ2")
обр. 1998 г.
Дальнейшая отработка конструкции новых узлов Т-84 велась с использованием целого ряда машин, получивших объектовые номера 478ДУ4, 478ДУ5, 478ДУ7, 478ДУ8. Проекты "объект 478ДУ3" и "объект 478ДУ6", несмотря на то, что и были документально зарезервированы, но по различным причинам не получили развития и в металле реализованы не были.
Опытный "объект 478ДУ4" получил адаптированную к новому, более мощному, двигателю усовершенствованную коробку передач, в которой, кроме обычных семи передач вперёд, предусматривались три передачи назад. Эта коробка существенно расширила диапазон скоростей движения танка. Теперь на хорошей дороге Т-84 без труда развивал скорость не 60, а 73 км/ч, движение же назад стало возможно со скоростью до 32 км/ч.
Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ4")
обр. 1998 г.
В 1998 г. Т-84 вместе с американским М1А2 "Абрамсом", германским "Леопардом 2А5", российским Т-80У, британским "Челленджером 2Е", французским "Леклерком" принимал участие в предтендерных испытаниях в Греции, собиравшейся обновить свой танковый парк.
Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ5")
Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ7")
Общая компоновка танка традиционна. В носовой части расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней части - боевое отделение с вращающейся башней, в кормовой - моторно-трансмиссионное отделение (МТО). В боевом отделении размещено вооружение, находится основная часть боекомплекта, расположены рабочие места командира (справа) и наводчика (слева).
Сварной корпус Т-84 по конструкции идентичен корпусу Т-80УД. Днище - штампованное, верхняя лобовая деталь - многослойная, со встроенной динамической защитой нового поколения. Бортовые экраны увеличенной ширины обеспечивают дополнительную защиту бортов корпуса и узлов ходовой части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых пехотой противника.
Серийный танк Т-84 "Оплот" ("объект 478ДУ9").
2001 г.
Башня танка - сварно-катанная, изготовлена с использованием стали, полученной методом электрошлакового переплава. Спереди она защищена многослойной бронёй. Крыша выполнена цельноштампованной. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты, обеспечивающими прикрытие башни с верхней полусферы от воздействия поражающих элементов типа "ударное ядро".
Для повышения противорадиационной защиты экипажа корпус и башня имеют подбой из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца.
Основное вооружение - 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с автоматом заряжания конвейерного типа. Она оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом, стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Ствол пушки быстросъёмный и может быть заменён в полевых условиях без демонтажа самой пушки из танка.
Боекомплект - 40 выстр. раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещаются в конвейере автомата заряжания. Огонь может вестись бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также управляемыми ракетами. Танковые управляемые ракеты "Комбат", разработанные специалистами Киевского КБ "Луч", имеют тандемную боевую часть.
Комплекс управления огнём обеспечивает ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и на ходу с высокой вероятностью попадания с первого выстрела. Комплекс состоит из дневного прицела наводчика 1Г46М "Проминь", тепловизионного прицела "Буран-Катрин-Э", прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 "АГАТ-СМ", баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, усовершенствованного стабилизатора вооружения 2Е42М, датчика измерения начальной скорости снаряда, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М.
Дневной прицел наводчика 1Г46М имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал наведения управляемой ракеты. Поле зрения прицела - с увеличением в диапазоне от 2,7х до 12х. Дальномер обеспечивает измерение дальности до цели на расстоянии до 10000 м с точностью ±10 м.
Тепловизионный прицел "Буран-Катрин-Э" включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика и монитор тепловизионного изображения; сюда же входит пульт управления командира, с помощью которого он может взять управление на себя и сам вести огонь из пушки или спаренного с ней пулемёта.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 состоит из комбинированного дневного - ночного прицела командира ТКН-5 и датчика положения пушки. ТКН-5 имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной - с кратностью 5,8х. Прицел оснащён встроенным лазерным дальномером, обеспечивающим командиру возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика, а также устройство ввода бокового упреждения.
Баллистический вычислитель ЛИО-В рассчитывает баллистические поправки, автоматически учитывая данные о скорости танка, угловой скорости цели, угле крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно вручную вводятся: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и прочее. ЛИО-В также рассчитывает момент подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.
Для автоматического учёта теплового изгиба ствола пушки при расчёте баллистических поправок установлена система его определения СУИТ-1, которая передаёт соответствующую информацию в танковый баллистический вычислитель.
Средствами защиты, применяемыми на Т-84, являются композиционная броня, встроенная динамическая защита, комплекс оптико-электронного противодействия и ряд других устройств. Современная многослойная броня танка представляет собой "слоёный пирог", состоящий из броневых листов и керамических материалов.
Встроенная динамическая защита второго поколения типа "Нож" установлена на передней части корпуса и башни. Основным отличием "Ножа" от существующих типов динамической защиты является воздействие на атакующие средства поражения плоской кумулятивной струёй, тогда как системы динамической защиты первого поколения ("Контакт-1/5", В1аzеr) действовали метанием пластин в направлении атакующего боеприпаса.
На бортах корпуса танка установлены уширенные резиновые экраны с бронированием и встроенной динамической защитой в передней части, обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств.
На танке установлен комплекс оптико-электронного противодействия "Варта". В его состав входит система предупреждения о лазерном облучении, которая позволяет экипажу танка своевременно реагировать на возникающие угрозы. Основным её элементом являются четыре головки обнаружения лазерного луча: две "точные", установленные в передней части крыши башни, и две "грубые", размещённые в её кормовой части. Они реагируют на лучи лазерных дальномеров, лазерных целеуказателей и высокоточных боеприпасов, имеющих лазерную систему наведения. Комплекс также содержит осветители постановки инфракрасных активных помех средствам противотанковой борьбы. Кроме того, сюда же входит система постановки дымовой/аэрозольной завесы, предназначенной рассеивать лазерный луч наведения. Она состоит из 12 пусковых установок дымовых/аэрозольных гранат, смонтированных на правом и левом бортах башни и прикрытых кожухами-обтекателями.
Дизельный двигатель 6ТД-2 "Оплота" имеет мощность 1200 л.с. Для снижения тепловой заметности крыша моторно-трансмиссионного отделения оснащена специальными теплоизолирующими экранами.
Танк Т-84 активно продвигался и на зарубежные рынки, ведь именно бронетанковая тематика вывела Украину в десяток крупнейших мировых производителей военной техники и вооружений. Однако параллельно прошедшие тендеры на поставку танков в Турцию, Грецию и Малайзию, в которых участвовал танк Т-84, успеха не принесли.
Опытный танк Т-84 "Ятаган" ("объект 478Н"). 1999 г.
Танк "Оплот-М" ("объект 478ДУ9-1/478ДУ10") на испытаниях
В 2000 г. танк Т-84 принял участие в международном тендере, проводимом Малайзией. В сравнительных испытаниях были задействованы польский танк РТ-91М "Тварды", являющийся модернизацией советского Т-72М, российский Т-90С и шведский лёгкий танк СV90 120. Весной того же года украинский Т-84 был представлен на выставке вооружений DSA-2000 в Куала-Лумпуре (Малайзия). Испытания в Малайзии проходили в период с 19 июня по 21 августа, причём военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надёжность танков в непростых местных условиях. Машинам предстояло пройти около 2800 км в джунглях, по горному ландшафту, через заболоченные участки и водные преграды. Однако малайзийские военные выбрали польский танк РТ-91М "Тварды".
Танк "Оплот-М"
Усовершенствованный танк "Оплот-М" ("объект 478ДУ9-1 / 478ДУ10") был разработан ХКБМ с учётом современных тенденций развития бронетехники. В первую очередь, усилили защищённость машины, установив новую систему встроенной динамической защиты "Нож-2", способной противостоять ПТУР с тандемной боевой частью, кумулятивным и бронебойным снарядам. Её контейнеры поставили на передней части корпуса и на башне, по бортам корпуса, обеспечив дополнительную защиту танка с боков. Комплекс "Нож-2" имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменён или же модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты.
Командир машины получил новый многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6 с независимыми дневным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Командир танка также получил информационный пульт командира 1КПИ-М, предназначенный для отображения на экране вводимой цифровой и графической информации или полученной по связи извне. Из-за того, что довольно крупную головку кругового обзора ПКН-6 разместили на крыше башни перед командирским люком, зенитную пулемётную установку пришлось перенести на кронштейн в задней части башни.
БРЭМ-84
Навигационное обеспечение танка основано на системах "ГЛОНАСС" и NAVSTAR с определением собственных координат, формированием команд с координатами пункта назначения, сбором информации о местоположении подчинённых танков, формированием маршрутов (до 10-ти маршрутов) и прохождением по заданному пути (количество контрольных точек для каждого маршрута - до 50-ти), формированием телекодовых (текстовых) сообщений по радиоканалу, индикацией информации о направлении и величине угла поворота на пункт назначения для механика-водителя.
Заводские испытания танка "Оплот-М" проходили в конце 2008 г., а к началу апреля следующего года успешно завершились и государственные испытания. Приказ о принятии на вооружение танка "Оплот-М" был подписан 28 мая 2009 г.
На базе танка Т-84 ("объект 478ДУ7") была разработана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-84. Масса БРЭМ-84 составляет 46 т. Помимо крана грузоподъёмностью 25 т, обеспечивающего демонтаж двигателя или башни танка, она оснащена тяговой лебёдкой с усилием 25 т и вспомогательной лебедкой усилием 900 кг. Машина имеет грузовую платформу, комплект инструментов и приспособлений для ремонта танков, а также бульдозерное оборудование.
Тактико-технические характеристики | |||||
Т-84 "Оплот" | Т-84 "Оплот-М" | ||||
Год принятия на вооружение | - | 2000 г. | 2009 г. | ||
Боевая масса | - | 48 т | 51 т | ||
Экипаж | - | 3 чел. | 3 чел. | ||
Габаритные размеры: | |||||
высота по крышу башни | - | 2215 мм | 2215 мм | ||
длина с пушкой вперед | - | 9664 мм | 9720 мм | ||
ширина общая | - | 3670 мм | 4176 мм | ||
клиренс | - | 515 мм | 470 - 500 мм | ||
Бронирование | - |
лобовая часть корпуса и башни - многослойная комбинированная броня, остальное бронирование - монолитная стальная броня |
лобовая часть корпуса и башни - многослойная комбинированная броня, остальное бронирование - монолитная стальная броня |
||
Динамическая защита | - |
встроенная, второго поколения типа "Нож" |
встроенная, второго поколения типа "Нож-2" |
||
Комплекс оптико-электронного противодействия |
- |
"Варта" | "Варта" | ||
Вооружение: | |||||
пушка | - | 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ | 125-мм гладкоствольная пушка КБА3 | ||
пулеметы | - | 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (ПКТ) 12,7-мм пулемет КТ-12,7 |
7,62-мм пулемет КТ-7,62 (ПКТ) 12,7-мм пулемет КТ-12,7 |
||
Боекомплект | - | 40 выстрелов 1250 патронов калибра 7,62 мм 450 патронов калибра 12,7 мм |
46 выстрелов 1250 патронов калибра 7,62 мм 450 патронов калибра 12,7 мм |
||
Двигатель | - | 6ТД-2, 6-цилиндровый
2-тактный многотопливный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения |
6ТД-2Е, 6-цилиндровый
2-тактный многотопливный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения |
||
Мощность двигателя | - | 1200 л.с. | 1200 л.с. | ||
Скорость по шоссе max | - | 65 - 75 км/ч | 70 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 540 км | 400 - 500 км | ||
Удельное давление на грунт |
- | 0,93 кг/кв. см | 0,97 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | |||||
подъем | - | 32° | 32° | ||
крен | - | 25° | 25° | ||
ширина рва | - | 2,85 м | 2,85 м | ||
высота стенки | - | 1 м | 1 м | ||
глубина брода без подготовки |
- | 1,8 м | 1,8 м | ||
глубина водной преграды при преодолении с ОПВТ |
- | 5 м | 5 м |